Вопрос: О применении нулевой ставки НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг, связанных с таможенным оформлением товаров, а также об отсутствии оснований для противоречия данной позиции разъяснениям, изложенным в Письмах Минфина России от 17.02.2011 N 03-07-08/50 и 18.04.2011 N 03-07-08/114; о применении НДС в отношении вознаграждения, получаемого экспедитором по договору транспортной экспедиции при организации международной перевозки товаров, а также об отсутствии оснований для применения Письма Минфина России от 04.08.2006 N 03-04-08/175 в отношении указанных услуг.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении транспортно-экспедиционных услуг и сообщает.
Согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по нулевой ставке налога на добавленную стоимость облагаются транспортно-экспедиционные услуги, перечень которых установлен данным подпунктом, оказываемые российскими организациями и индивидуальными предпринимателями на основании договора транспортной экспедиции при организации международных перевозок товаров между пунктами отправления и назначения товаров, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой за пределами территории Российской Федерации.
В указанный перечень услуг, в частности, включены услуги по организации таможенного оформления грузов и транспортных средств. Понятие данных услуг определено Национальным стандартом ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования", утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст, в соответствии с которым к таким услугам относятся:
- декларирование грузов в таможенных органах;
- консультации грузоотправителя и грузополучателя по вопросам, связанным с декларированием груза и иного имущества;
- оформление грузовой таможенной декларации и сопутствующих документов на отправляемый (прибывший) груз;
- выполнение платежей по таможенным сборам.
Таким образом, по нулевой ставке налога на добавленную стоимость облагаются вышеуказанные услуги, связанные с таможенным оформлением товаров, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки товаров между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой за ее пределами. Данные положения не противоречат разъяснениям Департамента, изложенным в упоминаемых в обращении Письмах Департамента от 17.02.2011 N 03-07-08/50 и 18.04.2011 N 03-07-08/114.
Что касается вознаграждения, получаемого экспедитором по договору транспортной экспедиции при организации международной перевозки товаров, то в отношении вознаграждения за услуги, предусмотренные указанным пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Кодекса, применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов. В случае если в рамках договора транспортной экспедиции помимо вышеуказанных услуг оказываются также услуги, подлежащие налогообложению налогом на добавленную стоимость на основании п. 3 ст. 164 Кодекса по ставке 18 процентов, то в отношении вознаграждения экспедитора в части таких услуг применяется ставка налога в размере 18 процентов.
Относительно упоминаемого в обращении Письма Департамента от 04.08.2006 N 03-04-08/175 сообщаем, что в данном Письме разъяснялся порядок применения налога на добавленную стоимость в отношении вознаграждения, получаемого экспедитором за оказание облагаемых по нулевой ставке налога на добавленную стоимость услуг по организации перевозки товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории иностранного государства.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А. КОМОВА