Каков порядок налогообложения НДС операций по реализации государственного или муниципального казенного имущества субъектам малого и среднего предпринимательства, а также порядок исчисления НДС при приватизации государственного или муниципального имущества в случаях изменения решений об условиях приватизации при отказе субъектов малого и среднего предпринимательства от заключения договора купли-продажи либо утраты ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества?
Пунктом 3 ст. 161 Налогового кодекса РФ установлено, что при реализации (передаче) государственного или муниципального казенного имущества налог на добавленную стоимость в бюджет уплачивают налоговые агенты — покупатели (получатели) указанного имущества (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). При этом налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога на добавленную стоимость и налоговый агент обязан исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В то же время согласно подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального казенного имущества, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ государственное или муниципальное имущество, арендуемое субъектами малого и среднего предпринимательства, использующими в установленном порядке преимущественное право на приобретение этого имущества, отчуждается по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Положениями Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ установлено, что при совершении сделок купли-продажи применяется рыночная стоимость объекта оценки, которая отражается в отчете об оценке объекта оценки.
На основании ст. 3 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с п. 6 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 255, разумность действия сторон сделки в указанном случае означает, что цена сделки — наибольшая из достижимых по разумным соображениям цен для продавца и наименьшая из достижимых по разумным соображениям цен для покупателя.
Учитывая изложенное, независимо от приобретения вышеуказанных объектов недвижимости по рыночной стоимости, определенной в вышеизложенном порядке, субъекты малого и среднего предпринимательства налог на добавленную стоимость в бюджет не уплачивают на основании установленной нормы об освобождении от налога на добавленную стоимость указанных операций.
В случаях изменения решений об условиях приватизации при отказе субъектов малого и среднего предпринимательства от заключения договора купли-продажи либо утраты ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества приватизация государственного или муниципального имущества осуществляется на основании Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», которым установлен порядок определения начальной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества, аналогичный порядку, установленному вышеуказанным Федеральным законом от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В связи с этим, а также принимая во внимание вышеуказанные нормы НК РФ, налог на добавленную стоимость по приобретаемому государственному или муниципальному казенному имуществу должен исчисляться покупателем расчетным методом исходя из указанной в договоре рыночной цены этого имущества без увеличения ее на сумму налога.