Вопрос: ООО осуществляет оптовую торговлю импортными товарами и применяет УСН (объект налогообложения — доходы, уменьшенные на величину расходов). Экспедирование и доставка покупных товаров осуществляются на основании договора с транспортной компанией, которая в дальнейшем выставляет счета и акты за оказанные услуги.
Транспортные и экспедиционные расходы входят в состав материальных расходов на основании пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ материальные расходы списываются в момент погашения задолженности перед поставщиком услуг. В то же время согласно пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходы, связанные с реализацией покупных товаров, учитываются в составе расходов после оплаты таких услуг. Однако в этом пункте не указан порядок признания расходов, связанных с приобретением товаров.
Вправе ли организация включать в расходы при исчислении налога по УСН расходы, связанные с приобретением товара, в момент оплаты таких расходов поставщику услуг, не дожидаясь реализации товара?
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам определения расходов при применении упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 346.16 Кодекса в перечне расходов, учитываемых в целях налогообложения, предусмотрены материальные расходы, определяемые в соответствии с порядком, предусмотренным для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 Кодекса.
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 254 Кодекса к материальным расходам относятся, в частности, расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
К работам (услугам) производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов).
Таким образом, при исчислении налоговой базы в целях применения упрощенной системы налогообложения транспортно-экспедиционные расходы, включая транспортные расходы, связанные с доставкой товара на склад покупателю, учитываются в составе материальных расходов.
При этом на основании п. 2 ст. 346.17 Кодекса расходы принимаются налогоплательщиками к учету после их фактической оплаты. Так, материальные расходы учитываются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения.
Кроме того, расходы по транспортировке товаров, приобретенных налогоплательщиком для дальнейшей реализации, могут быть учтены в составе расходов на основании пп. 23 п. 1 ст. 346.16 Кодекса.
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 346.17 Кодекса расходы, непосредственно связанные с реализацией указанных товаров, в том числе расходы по их хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты.
Учитывая вышеизложенное, расходы налогоплательщика по транспортировке товаров, которые предназначены для дальнейшей перепродажи, учитываются после фактической оплаты транспортных услуг.
При этом необходимо иметь в виду, что если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты (п. 4 ст. 252 Кодекса).
Вместе с этим сообщаем, что согласно п. 11.4 Регламента Минфина России, утвержденного Приказом Минфина России от 23.03.2005 № 45н, обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. Разгулин