О налоговом учете расходов, связанных с возвратом из розничной сети нереализованной продукции с истекшим сроком реализации

Министерство финансов РФ письмо от 16.08.2011 № 03-03-06/1/491
| официальная переписка | печать

Организация — производитель скоропортящихся продуктов питания (салатов, кулинарных изделий) заключает договоры на поставку с крупными торговыми сетями. Право собственности на поставляемую продукцию переходит в момент передачи.

Некачественные и опасные пищевые продукты, признаваемые таковыми в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», подлежат изъятию, уничтожению или утилизации.

Нереализованная продукция с истекшим сроком годности подлежит возврату поставщику, то есть происходит обратный выкуп продукции с истекшим сроком годности по стоимости, соответствующей стоимости реализации данной продукции. После выкупа продукция подлежит уничтожению.

Расходы, произведенные по товарам с истекшим сроком годности, осуществляются в рамках деятельности, направленной на получение дохода, а процедура возврата документально подтверждена.

В настоящее время действуют Санитарные правила и нормы 2.3.4.545-96 «Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий» (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 25.09.1996 № 20) (далее — Санитарные правила). Нормами законодательства РФ не утверждены санитарные правила и нормы в отношении таких скоропортящихся товаров, как салаты и кулинарные изделия.

Вправе ли организация учесть расходы на обратный выкуп продукции с истекшим сроком годности, а также расходы на утилизацию данной продукции для целей налога на прибыль?

Вправе ли организация применять положения Санитарных правил по аналогии, поскольку для салатов и кулинарных изделий не утверждены санитарные правила и нормы?

Вправе ли организация принять к вычету НДС, уплаченный по товарам, вернувшимся ей от покупателя после окончания срока годности?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогового учета расходов, связанных с возвратом из розничной сети нереализованной продукции с истекшим сроком реализации, и сообщает следующее.

Положениями п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) установлено, что расходами признаются любые экономически обоснованные затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» на продукты питания изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности — период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается.

Согласно положениям Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее — Закон № 29-ФЗ) некачественные и опасные пищевые продукты, признаваемые таковыми в соответствии с п. 2 ст. 3 данного Закона, подлежат изъятию, уничтожению или утилизации (ст. ст. 24, 25 Закона № 29-ФЗ).

В п. 2 ст. 3 Закона № 29-ФЗ указано, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в частности, не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли.

Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 25.09.1996 № 20 для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности утверждены Санитарные правила и нормы производства хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий СанПиН 2.3.4.545-96 (далее — Санитарные правила).

Согласно п. 3.1.1 Санитарных правил установленные в них правила и нормы определяют гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию всех предприятий, цехов, участков, вырабатывающих хлеб, хлебобулочные и кондитерские (без крема и с кремом) изделия, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также требования к режиму производства, хранения, реализации, качеству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.

Действующее нормативное правовое регулирование отношений в сфере оборота хлебобулочной и кондитерской продукции обязывает поставщиков (производителей) утилизировать хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия с истекшим сроком годности путем переработки или уничтожения.

В отношении других скоропортящихся продуктов питания (салатов, кулинарных изделий) на поставщиков (производителей) данной продукции такая обязанность не возлагается.

Учитывая изложенное, считаем, что, если обязанность по выкупу товаров с истекшим сроком годности нормативными правовыми актами не установлена, затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в качестве экономически обоснованных расходов и, следовательно, не подлежат учету для целей налогообложения прибыли организаций.

Одновременно сообщаем, что в связи с неясной формулировкой вопроса о порядке применения вычетов по налогу на добавленную стоимость ответить по существу на поставленный вопрос не представляется возможным.

Кроме этого, сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В. РАЗГУЛИН