Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход переводится предпринимательская деятельность в сфере оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.
К бытовым услугам согласно ст. 346.27 Кодекса относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов.
С 1 апреля 2011 г. в Общероссийский классификатор услуг населению, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163 (далее — ОКУН), Приказом Росстандарта от 23.12.2010 № 1072-ст (далее — Приказ № 1072-ст) внесен ряд изменений и поправок, в частности, в разд. 010000 «Бытовые услуги» ОКУН.
Так, указанный раздел ОКУН дополнен новым видом услуг — «Услуги по установке и ремонту сантехнического оборудования» (код 016317). При этом согласно разъяснению Росстандарта в данную группировку включаются внутриквартирные услуги населению по установке, ремонту и обслуживанию конкретного сантехнического оборудования (ванн, раковин, моек, умывальников и др.).
Одновременно следует отметить, что отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания, в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», регулируются Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1025 (далее — Правила).
Пунктом 1 разд. I Правил определено, что под потребителем бытовых услуг понимается гражданин, заказывающий или использующий эти услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно п. 6 разд. III Правил потребитель обязан оплатить оказанную исполнителем услугу в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
Данные Правила распространяются на отношения, вытекающие из договора бытового подряда и договора возмездного оказания бытовых услуг.
Пунктом 1 ст. 730 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору бытового подряда (в рамках которого осуществляется оказание бытовых услуг) подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.
Учитывая изложенное, предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг физическим лицам по установке, ремонту и обслуживанию сантехнического оборудования (ванн, раковин, моек, умывальников и др.), осуществляемая на основе договоров бытового подряда, может быть отнесена к предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг и переведена на уплату единого налога на вмененный доход.
Предпринимательская деятельность, связанная с оказанием данных услуг организациям, в целях применения гл. 26.3 Кодекса, не относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг населению, и, соответственно, налогообложение такой деятельности должно осуществляться в соответствии с иными режимами налогообложения.
Услуги, связанные с устранением аварийных ситуаций на инженерных сетях многоквартирных жилых домов, в частности услуги по устранению аварийных ситуаций на системах водоснабжения, водоотведения и отопления, к указанному выше виду услуг не относятся. Данные услуги следует относить к услугам, предусмотренным в разд. 040000 «Жилищно-коммунальные услуги» ОКУН, которые, соответственно, не относятся к бытовым услугам и не подлежат переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Также сообщаем, что в связи с тем, что Приказ № 1072-ст приводит к изменению налоговых обязательств по единому налогу на вмененный доход, его следует относить к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, на которые распространяются положения ст. 5 Кодекса.
Согласно ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Приказ № 1072-ст опубликован в ИУС «Национальные стандарты», март 2011 г., № 3.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными правовыми актами (законами) которых на уплату единого налога на вмененный доход переведена предпринимательская деятельность в сфере оказания бытовых услуг (без выделения конкретных видов услуг), по видам бытовых услуг, включенным в ОКУН с 1 апреля 2011 г., обязаны перейти на уплату единого налога на вмененный доход с начала очередного налогового периода по единому налогу на вмененный доход, то есть с 1 июля 2011 г.
Кроме того, согласно п. 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» (далее — Положение), определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 10 указанного Положения установлено, что предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, обеспечивают Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Федеральная служба государственной статистики в отношении всех общероссийских классификаторов.
В связи с этим по вопросам, касающимся применения классификаторов, в том числе ОКУН, следует обращаться в Росстандарт.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В. РАЗГУЛИН