Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу налогообложения сумм выплат, полученных из фонда занятости на организацию фермерского хозяйства, и на основании информации, изложенной в обращении, сообщает следующее.
Налогоплательщики, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог (далее — ЕСХН) согласно положениям пп. 1 п. 5 ст. 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) (в ред. Федерального закона от 05.04.2010 № 41-ФЗ), в целях определения налоговой базы по ЕСХН суммы выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти, учитывают в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.
При нарушении условий получения данных выплат их суммы в полном объеме отражаются в составе доходов того налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат превышает сумму расходов, учтенных в соответствии с вышеуказанным подпунктом, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода.
Таким образом, в случае получения налогоплательщиком выплат в 2010 г. и использования части этих выплат в 2010 г. в составе доходов и расходов при применении ЕСХН должна учитываться сумма выплат, израсходованная налогоплательщиком в данном налоговом периоде в соответствии с условиями получения указанных выплат. В аналогичном порядке будет учитываться оставшаяся неучтенная сумма выплат в 2011 г.
В случае нарушения условий получения выплат, предусмотренных пп. 1 п. 5 ст. 346.5 Кодекса, суммы полученных выплат в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.
В соответствии с п. 2 ст. 346.2 Кодекса сельскохозяйственными товаропроизводителями, имеющими право применять систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.
В случае если налогоплательщиком, перешедшим на уплату ЕСХН, по итогам налогового периода нарушено условие, установленное п. 2 ст. 346.2 Кодекса, в том числе в связи с отсутствием у налогоплательщика доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, то в соответствии с п. 4 ст. 346.3 Кодекса он утрачивает право на применение ЕСХН.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В. РАЗГУЛИН