Вопрос: Между ОАО и кредитными учреждениями (банками) заключаются договоры на расчетно-кассовое обслуживание, при этом банки отказывают в ежедневном предоставлении выписки с лицевого счета на бумажном носителе.
Пунктом 7 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что первичные учетные документы могут составляться как на бумажных, так и на машинных носителях информации. Налоговый кодекс РФ не содержит прямого указания на то, что подтверждающие документы должны быть составлены только на бумажных носителях.
Поскольку нормы НК РФ не содержат понятие, обязательные требования и порядок предоставления выписки банка, в силу ст. 11 НК РФ применяется банковское законодательство, в котором устанавливается понятие выписки банка или иное аналогичное понятие, основные обязательные реквизиты, порядок ее выдачи (Положение о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России 26.03.2007 № 302-П (далее - Правила)).
Согласно п. 2.1 разд. 2 ч. III Правил учет всех банковских операций производится по лицевым счетам, открываемым на каждого клиента банка, которым присваиваются определенные номера, позволяющие однозначно определять принадлежность лицевого счета конкретному клиенту, а также целевое назначение счета (расчетный, текущий, транзитный и другие виды лицевых счетов). Лицевые счета печатаются по установленным формам в двух экземплярах, один из которых хранится в бухгалтерии банка, а второй является выпиской из лицевого счета и предназначается для выдачи или отсылки клиенту. Выписка из лицевого счета выдается клиенту на бумажных носителях в порядке и сроки, указанные в карточке с образцами подписей.
Однако о поступлении либо перечислении оплаты можно говорить лишь тогда, когда денежные средства зачислены на расчетный счет продавца. Соответственно, документом, подтверждающим движение денежных средств организации, будет являться банковская выписка.
Таким образом, с учетом положений п. 2.1 разд. 2 ч. III Правил необходимо представлять по запросам налоговых органов выписку с лицевого счета, выданную банком клиенту-налогоплательщику на бумажном носителе, со всеми правильно заполненными реквизитами, указанными в Правилах, а также со штампом банка, подтверждающим ее действительность, в которой будут содержаться операции по движению на счете налогоплательщика денежных средств.
В соответствии со ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налоговыми агентами, уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ, а также уплаченные с авансов. Вычеты производятся на основании документов, подтверждающих оплату. Кроме того, для подтверждения произведенных расходов при исчислении налога на прибыль также могут потребоваться документы, подтверждающие оплату.
Вправе ли налогоплательщики, применяющие электронный документооборот, использовать электронную систему документооборота в целях признания электронных документов равнозначными документам на бумажном носителе? Может ли банковская выписка, оформленная в электронном виде, являться документом, подтверждающим осуществленные налогоплательщиком расходы при исчислении налога на прибыль, а также налоговые вычеты по НДС?
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о возможности использования банковской выписки, оформленной в электронном виде, для подтверждения налогоплательщиком расходов в целях налога на прибыль организаций и вычетов по налогу на добавленную стоимость и сообщает следующее.
Согласно п. п. 1, 2 и 7 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 указанного Федерального закона. Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Согласно ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Таким образом, документ, оформленный в электронном виде и подписанный квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью), может являться документом, подтверждающим расходы и вычеты по налогу на добавленную стоимость, осуществленные налогоплательщиком, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.
В соответствии со ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. При этом порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи установлен Приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@.
Если истребуемый у налогоплательщика документ составлен в электронном виде не по установленным форматам, представление документа производится на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью).
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. Разгулин