Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
В соответствии со статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и может применяться налогоплательщиками наряду с общим режимом налогообложения, предусмотренным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При этом налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход (далее — единый налог), другие виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с общим режимом налогообложения.
На основании пункта 4 статьи 346.26 Кодекса уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом). Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе то- варов на таможенную территорию Российской Федерации.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется по решению субъекта Российской Федерации в отношении, в частности, оказания бытовых услуг, а также розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади (подп. 1 и 4 п. 2 ст. 346.26 Кодекса).
Статьей 346.27 Кодекса определено понятие бытовых услуг — это платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов), классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.93 № 163, услуги предприятий по прокату (код ОКУН 019400) относятся к бытовым услугам.
Таким образом, осуществляемая индивидуальными предпринимателями деятельность по предоставлению в прокат физическим лицам видеопродукции подлежит обложению единым налогом. В этом случае на основании статьи 346.29 Кодекса исчисление единого налога производится с использованием показателя базовой доходности — количество работников, включая индивидуального предпринимателя.
В отношении осуществляемой индивидуальными предпринимателями деятельности по продаже видеопродукции необходимо отметить следующее.
В соответствии со статьей 346.27 Кодекса розничной торговлей признается торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6—10 пункта 1 статьи 181 Кодекса, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без них, в барах, ресторанах, кафе и других точках общественного питания.
На основании изложенного считаем, что деятельность по продаже видеопродукции за наличный расчет покупателям (физическим или юридическим лицам) подлежит переводу на уплату единого налога. Одновременно сообщаем, что согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Федеральный закон) контрольно-кассовая техника применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В пункте 3 указанной статьи Федерального закона перечислены виды деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего места нахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Данным пунктом Федерального закона не предусмотрено освобождение от обязательного применения контрольно-кассовой техники индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу видеопродукции.
Таким образом, при осуществлении индивидуальными предпринимателями продажи за наличный расчет видеопродукции должна применяться контрольно- кассовая техника.
По вопросу постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков единого налога сообщаем, что на основании пункта 2 статьи 346.28 Кодекса налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах того субъекта Российской Федерации, в котором они осуществляют виды предпринимательской деятельности, установленные пунктом 2 статьи 346.26 Кодекса, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога, введенного в этом субъекте Российской Федерации.
Зам. директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
А. Иванеев