Вопрос: Физическое лицо, имеющее четверых детей, не получает доходов.
В 2008 г. физическому лицу была предоставлена квартира по договору социального найма. В июле 2009 г. физическое лицо приватизировало квартиру на себя и двух несовершеннолетних детей.
Квартиру физическое лицо планировало обменять на другую квартиру. В результате в 2010 г. обмен квартиры был оформлен как договор купли-продажи. Суммы за продажу квартиры и покупку новой квартиры, указанные в договорах, совпадали (8 200 000 руб.). Указанные договоры были зарегистрированы Федеральной регистрационной службой в один день (21.06.2010). Денежные средства в наличной либо безналичной форме в результате продажи квартиры физическое лицо фактически не получало, так как указанная сумма пошла в зачет покупаемой (обмениваемой) квартиры. Право собственности на вновь приобретенную квартиру оформлено на физическое лицо и несовершеннолетних детей в соответствии с требованиями органов опеки.
Физическое лицо представило в налоговый орган декларацию по НДФЛ с указанием стоимости проданной и купленной квартир. Налоговый орган указал на необходимость уплатить НДФЛ с доходов от продажи квартиры с учетом имущественного налогового вычета в размере около 700 000 руб. В связи с тяжелым материальным положением физическое лицо не может уплатить указанную сумму.
Существуют ли основания, позволяющие освободить физическое лицо от уплаты НДФЛ в указанном случае?
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу получения имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 220 Кодекса установлено, что при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 руб., а также в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 250 000 руб.
Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного данным подпунктом, налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
Сумма дохода, превышающая сумму примененного имущественного налогового вычета, облагается налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке по ставке 13 процентов.
В то же время при покупке квартиры налогоплательщик, в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, при определении размера налоговой базы имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной им, в частности, на приобретение на территории Российской Федерации квартиры, комнаты или доли (долей) в них, но не более 2 000 000 руб.
Если продажа жилого помещения и покупка нового жилья (с оформлением документов, подтверждающих право собственности на него) произведены в одном налоговом периоде, то налогоплательщик вправе воспользоваться имущественными налоговыми вычетами, установленными пп. 1 и 2 п. 1 ст. 220 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики вправе получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Кодексом.
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 63 Кодекса принятие решений об изменении срока уплаты налога на доходы физических лиц, подлежащего уплате физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами, входит в компетенцию налоговых органов по месту жительства этих лиц. Решения об изменении сроков уплаты налога с указанных доходов принимаются в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
На основании п. 1 ст. 64 Кодекса отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных гл. 9 Кодекса, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.
В п. 2 ст. 64 Кодекса установлены основания, при наличии хотя бы одного из которых заинтересованному лицу может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате налога.
В соответствии с п. 5 ст. 64 Кодекса заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган, в данном случае - налоговый орган по месту жительства физического лица. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются документы, указанные в данной статье Кодекса.
Таким образом, для получения отсрочки (рассрочки) по уплате налога на доходы физических лиц с доходов, полученных от продажи квартиры, Вы можете обратиться с заявлением в налоговый орган по месту жительства.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. Разгулин