Вопрос: Организация, расположенная в одном муниципальном образовании, планирует заключить трудовой договор с надомником, проживающим в другом муниципальном образовании.
При этом в соответствии со ст. 310 ТК РФ организация не создает и не оборудует стационарное рабочее место для работника, работник за свой счет приобретает и использует оборудование для выполнения своих трудовых обязанностей, использует жилое помещение по месту своего жительства, а равно любое иное помещение по своему усмотрению, где он считает возможным разместить свое оборудование в целях исполнения возложенных на него трудовых обязанностей. При этом указанные помещения не подконтрольны организации прямо или косвенно.
Учитывая правовую позицию, изложенную в Письме Минфина России от 05.08.2005 № 03-02-07/1-211, организация считает, что основания для постановки ее на налоговый учет как обособленного подразделения по месту исполнения надомником своих трудовых функций отсутствуют.
Согласно Письму Минфина России от 14.04.2011 № 03-04-06/3-89 суммы НДФЛ, удержанные с доходов, выплачиваемых надомнику, должны быть перечислены в бюджет по месту учета российской организации - налогового агента, осуществляющей выплаты по трудовому договору такому работнику. На указанный порядок перечисления налога на доходы физических лиц не влияет место проживания данного работника. На основании данного Письма организация считает, что НДФЛ на данного работника должен перечисляться в бюджет по месту нахождения организации.
1. Должна ли организация создавать (регистрировать) обособленное подразделение в данном случае по месту жительства надомника?
2. В случае если организация не должна создавать обособленное подразделение по месту жительства надомника, в какой бюджет должен перечисляться НДФЛ, удержанный с доходов, выплачиваемых надомнику: по месту исполнения работником трудовых обязанностей или по месту нахождения организации?
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу необходимости постановки на учет организации по месту осуществления деятельности надомным работником, а также о перечислении налога на доходы физических лиц с доходов, выплачиваемых надомному работнику, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
1. Согласно п. 1 ст. 83 Кодекса организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Кодекса для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации).
Под оборудованностью стационарного рабочего места понимается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей.
В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом (п. 9 ст. 83 Кодекса).
Для решения вопроса о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения организации налоговыми органами учитываются существенные условия договоров, заключенных между организацией и ее работником, а также другие фактические обстоятельства осуществления организацией деятельности вне места своего нахождения.
2. В соответствии со ст. 310 Трудового кодекса Российской Федерации надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет.
Согласно п. 1 ст. 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 данной статьи Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 Кодекса. Указанные лица являются налоговыми агентами.
Исчисление сумм и уплата налога в соответствии со ст. 226 Кодекса производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 214.3, 214.4, 227, 227.1 и 228 Кодекса.
Согласно п. 7 ст. 226 Кодекса совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе.
Исходя из изложенного суммы налога на доходы физических лиц, удержанные с доходов, выплачиваемых надомнику, должны быть перечислены в бюджет по месту учета российской организации - налогового агента, осуществляющей выплаты по трудовому договору такому работнику, если организация не подлежит постановке на учет в налоговом органе в связи с созданием обособленного подразделения в месте выполнения надомником работ по такому договору.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. Разгулин