Вопрос: Организация, находящаяся в области, осуществляет обеспечение населения и организаций питьевой водой для хозяйственных и бытовых нужд, сбор и очистку сточных вод. Добываемая из скважины вода не является минеральной или термальной. Организация является плательщиком водного налога и не является плательщиком НДПИ.
Вправе ли организация в указанном случае применять УСН с учетом ограничения, установленного пп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, согласно которому не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых?
В Распоряжении Минприроды России от 07.02.2003 № 47-р «Об утверждении Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным» приводится перечень полезных ископаемых, по своему содержанию аналогичный перечню общераспространенных полезных ископаемых по области, в котором вода не значится, поскольку не имеет признаков полезных ископаемых, а поэтому к ним не относится.
Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод ОК 032-2002 (утв. Постановлением Госстандарта России от 25.12.2002 № 503-ст) содержит кодированные группировки полезных ископаемых и подземных вод. Подземные воды выделены в отдельную группировку и не указаны среди полезных ископаемых.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено п. 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.
Согласно пп. 15 п. 2 ст. 337 НК РФ к полезным ископаемым относятся подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 18.12.2007 № 64 указал, что при применении п. 1 ст. 337 НК РФ необходимо исходить из того, что добытым полезным ископаемым признается продукция, которая содержится в минеральном сырье и отвечает определенным стандартам. Это означает, что вывод о наличии в добытом минеральном сырье полезного ископаемого может быть сделан только в случае, когда в названном сырье содержится продукция, характеризуемая определенными физическими свойствами (либо иными существенными природными свойствами) и (или) химическим составом, предусмотренными соответствующим стандартом.
Арбитражная практика исходит из того, что в целях налогового законодательства для отнесения воды к полезным ископаемым необходимо установить, что добываемая организацией вода по своим физическим свойствам или химическому составу относится к термальной или минеральной воде (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.01.2009 № Ф04-15/2009(19100-А03-6).
Поскольку добываемая организацией из скважины питьевая вода не является минеральной или термальной водой, не имеет каких-либо целебных свойств, оказывающих на организм человека лечебное действие, организация полагает, что она не относится к полезным ископаемым.
В соответствии с п. 1 ст. 333.8 НК РФ налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 333.9 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ объектами налогообложения водным налогом, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи, признается, в частности, такой вид пользования, как забор воды из водных объектов.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 333.9 НК РФ не признается объектом налогообложения забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод.
Данная норма полностью согласуется с пп. 15 п. 2 ст. 337 НК РФ, которая к полезным ископаемым относит подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды.
Таким образом, вода, не содержащая полезные ископаемые и полезные природные ресурсы, а также не относящаяся к термальной воде, не относится к полезным ископаемым и не подлежит налогообложению НДПИ. Такая вода подлежит налогообложению водным налогом.
Организация полагает, что запрет на использование УСН распространяется только на организации, осуществляющие добычу полезных ископаемых, не относящихся к общераспространенным, и, как следствие, являющиеся плательщиками НДПИ.
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Минприроды России рассмотрел письмо о применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщиками, осуществляющими добычу для хозяйственно-бытового водоснабжения подземных вод, не содержащих полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также не являющихся термальными водами, и сообщает следующее.
В соответствии с пп. 8 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
Согласно ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Статьей 337 Кодекса установлено, что к добытым полезным ископаемым, подлежащим налогообложению налогом на добычу полезных ископаемых, отнесены в том числе подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды.
Подземные воды, не относящиеся к указанным видам подземных вод, подлежат налогообложению водным налогом.
В соответствии с п. 1 ст. 333.8 Кодекса налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 333.9 Кодекса.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.9 Кодекса объектами налогообложения водным налогом, если иное не предусмотрено п. 2 указанной статьи Кодекса, признается такой вид пользования, как забор воды из водных объектов. При этом забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальных вод объектом налогообложения водным налогом не является (пп. 1 п. 2 ст. 333.9 Кодекса).
При этом согласно Горной энциклопедии полезными ископаемыми являются природные минеральные образования земной коры неорганического и органического происхождения, которые могут быть эффективно использованы в сфере материального производства, которые по физическому состоянию делятся на твердые (угли ископаемые, горючие сланцы, торф, рудные и нерудные полезные ископаемые), жидкие (нефть, минеральные воды) и газообразные (газы природные горючие и инертные газы).
В Общероссийском классификаторе полезных ископаемых и подземных вод ОК 032-2002 подземные воды выделены в отдельную группировку и не указаны в группировке среди полезных ископаемых.
Учитывая изложенное, организация, осуществляющая добычу для хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения населения подземных вод, не являющихся промышленными, минеральными или термальными водами, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения положений гл. 26.2 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. Разгулин