Обязанность резидента осуществить обязательную продажу части валютной выручки установлена законом (ст. 21Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; далее — Федеральный закон). Таким образом, норма подп. 2.2.2 Инструкции Банка России от 30.03.2004 № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» (далее — Инструкция № 111-И) не освобождает резидента (комитента) от обязательной продажи валютной выручки, полученной от реализации уполномоченным банком (комиссионером)драгоценных металлов по договору комиссии, заключенного между ними.
В данном случае сторонам рассматриваемых правоотношений целесообразно действовать по аналогии со схемой осуществления обязательной продажи части валютной выручки, поступающей по сделкам, заключенным при участии посредников, предусмотренной п. 4.5 Инструкции № 111-И.
На основании указанного пункта иностранная валюта, поступившая на корреспондентский счет уполномоченного банка (комиссионера) в пользу резидента (комитента), списывается с корреспондентского счета уполномоченного банка для зачисления на транзитный валютный счет резидента в целях последующего выполнения резидентом установленного Федеральным законом требования об обязательной продаже части валютной выручки. При этом указанные операции осуществляются с оформлением уполномоченным банком и резидентом документов, предусмотренных Инструкцией № 111-И.
2. Подлежит ли обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской Федерации иностранная валюта, поступающая от нерезидентов на валютные счета адвокатских образований, являющихся юридическими лицами — резидентами, в качестве оплаты труда адвокатов за оказанные ими юридические услуги?
В соответствии с ч. 3 ст. 21 Федерального закона объектом обязательной продажи является валютная выручка резидентов (физических лиц — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), включающая в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентам или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002№ 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 63-ФЗ) адвокатская деятельность не является предпринимательской. Юридическая помощь оказывается адвокатом доверителю на основе соглашения, представляющего собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (ст. 25 Федерального закона № 63-ФЗ). За оказываемую юридическую помощь доверителем выплачивается вознаграждение, которое согласно п. 6 ст. 25 Федерального закона № 63-ФЗ подлежит обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением. За счет получаемого вознаграждения адвокат осуществляет профессиональные расходы на общие нужды адвокатской палаты, содержание соответствующего адвокатского образования, страхование адвокатской ответственности и иные расходы, связанные с осуществлением адвокатской деятельности (п. 7 ст. 25 Федерального закона № 63-ФЗ).
В связи с изложенным адвокаты не являются субъектами рассматриваемых правоотношений, поскольку не обладают статусом индивидуальных предпринимателей. Вознаграждение в иностранной валюте, поступающее адвокату от доверителя (нерезидента), по заключенному между ними соглашению об оказании юридических услуг, зачисляемое в обязательном порядке на валютный счет адвокатского образования (юридического лица — резидента), не может рассматриваться в качестве валютной выручки последнего в контексте ч. 3 ст. 21 Федерального закона, поскольку является личным доходом адвоката.
3. Оформляется ли паспорт сделки при проведении валютных операций между адвокатским образованием, являющимся юридическим лицом — резидентом, и нерезидентом при осуществлении расчетов за оказанные адвокатом-резидентом юридические услуги нерезиденту?
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатская деятельность не является предпринимательской. Юридическая помощь оказывается адвокатом доверителю на основе соглашения, представляющего собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (ст. 25 Федерального закона № 63-ФЗ).
В соответствии с положениями меж правительственных соглашений о неторговых платежах, заключенных Российской Федерацией с рядом иностранных государств, плата за правовую помощь включена в перечень неторговых платежей.
Учитывая изложенное, валютные операции между адвокатским образованием, являющимся юридическим лицом— резидентом, и нерезидентом при осуществлении расчетов за оказанные адвокатом-резидентом юридические услуги нерезиденту в соответствии с заключенным договором можно классифицировать как неторговые операции, и соответственно указанный договор нельзя квалифицировать как внешнеторговый. Следовательно, требования главы 3 Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» не распространяются на расчеты по вышеуказанному договору.
Таким образом, паспорт сделки не оформляется при проведении валютных операций между адвокатским образованием, являющимся юридическим лицом — резидентом, и нерезидентом при осуществлении расчетов за оказанные адвокатом-резидентом юридические услуги нерезиденту.