Вопрос: ООО оказывает услуги по организации перевозки и перевозке товаров, импортируемых в РФ с территории иностранного государства с использованием автомобильного транспорта. В случае неподтверждения организацией права на применение нулевой ставки НДС в отношении указанных услуг и непредставления документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки, НДС в размере 18 процентов подлежит уплате организацией за счет собственных средств. Правомерно ли применение российской организацией ставки НДС в размере 0 процентов в отношении оказываемых ею услуг по организации перевозки и перевозке товаров, импортируемых в РФ с использованием автомобильного транспорта, в случае отсутствия у налогоплательщика указанных документов? Будет ли являться основанием для принятия к вычету счет-фактура с указанием НДС в размере 18 процентов, выставленный налогоплательщиком в случае отсутствия у организации документов, обосновывающих право на применение нулевой ставки по НДС?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по организации перевозки и перевозке товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с использованием автомобильного транспорта, оказываемых российской организацией, и сообщает следующее.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 164 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) услуги по организации перевозок и перевозке товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, выполняемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов. При этом для обоснования права на применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении указанных услуг налогоплательщики должны представить в налоговые органы документы, предусмотренные п. 4 ст. 165 Кодекса.
Таким образом, при оказании российской организацией услуг по организации перевозки и перевозке товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории иностранного государства с использованием автомобильного транспорта, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость.
В соответствии с п. 1 ст. 169 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), принимаются к вычету на основании счетов-фактур, выставленных продавцами указанных товаров (работ, услуг). При этом п. 2 данной статьи Кодекса предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5 ст. 169 Кодекса, в том числе в части размера применяемой ставки налога на добавленную стоимость, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Следует отметить, что права налогоплательщику отказаться от применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов в случае отсутствия у налогоплательщиков вышеуказанных документов и, соответственно, изменить размер ставки налога, применяемый в отношении осуществляемых операций, нормами гл. 21 Кодекса не предоставлено.
Поэтому при оказании предусмотренных пп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса услуг по организации перевозки и перевозке ввозимых на территорию Российской Федерации автомобильным транспортом товаров налогоплательщик в счетах-фактурах, предъявляемых покупателю услуг по организации перевозки и перевозке, должен указывать ставку налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов независимо от наличия на этом момент у продавца таких услуг документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки.
Учитывая изложенное, счета-фактуры, выставленные продавцом, оказывающим услуги по организации перевозки и перевозке ввозимых товаров, облагаемые по нулевой ставке налога на добавленную стоимость, с указанием иного размера ставки этого налога, не могут являться основанием для принятия у покупателя к вычету сумм налога, неправомерно предъявленных продавцом услуг.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА