Вопрос: О порядке определения налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в условных денежных единицах, отгруженных (выполненных, оказанных) до 01.10.2011, а оплаченных после этой даты.
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в условных денежных единицах, отгруженных (выполненных, оказанных) до 01.10.2011, а оплаченных после этой даты, и сообщает.
Согласно п. 1 ст. 167 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг, имущественных прав) либо день их оплаты (частичной оплаты).
Пунктом 7 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 № 245-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Закон) установлен особый порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, согласно которому на основании п. 4 ст. 153 Кодекса (в редакции Закона), если при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или условных денежных единицах, моментом определения налоговой базы является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав, при определении налоговой базы иностранная валюта или условные денежные единицы пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. При последующей оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав налоговая база не корректируется. Суммовые разницы в части налога, возникающие у налогоплательщика-продавца при последующей оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываются в составе внереализационных доходов в соответствии со ст. 250 Кодекса или в составе внереализационных расходов в соответствии со ст. 265 Кодекса.
Поскольку на основании п. 1 ст. 4 Закона указанные нормы вступили в силу с 01.10.2011, установленный ими порядок определения налоговой базы подлежит применению в отношении товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) начиная с 01.10.2011.
При определении налоговой базы в отношении товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) до 01.10.2011 и оплаченных после этой даты, необходимо руководствоваться положениями ст. ст. 154, 162 и 167 Кодекса с учетом следующего.
В случае если ранней из дат является день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), то пересчет условных денежных единиц в рубли в целях определения налоговой базы и предъявления налога покупателю следует производить на дату отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). При этом если оплата товаров (работ, услуг) получена продавцом после их отгрузки (выполнения, оказания) в сумме, большей по сравнению с суммой, определенной на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), то положительная разница, возникающая на дату получения полной оплаты, подлежит включению в налоговую базу. При получении продавцом оплаты в сумме, меньшей по сравнению с суммой, определенной на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), уменьшение суммы налога, исчисленной на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), не производится.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н. Комова