1. Утвердить прилагаемый специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ».
Указанный специальный технический регламент вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня официального опубликования настоящего Постановления.
2. Федеральным органам исполнительной власти обеспечить приведение своих нормативных правовых актов в соответствие со специальным техническим регламентом, утвержденным настоящим Постановлением, ко дню вступления в силу указанного регламента.
Председатель Правительства Российской Федерации
М. Фрадков
Специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ»
1. Настоящий регламент применяется в целях защиты населения и окружающей среды от воздействия выбросов автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ.
2. В соответствии с федеральными законами «О техническом регулировании», «О безопасности дорожного движения», «Об охране атмосферного воздуха», «О защите прав потребителей», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и Соглашением о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, подписанным в г. Женеве (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 16 октября1995 г.), настоящий регламент устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания.
3. Используемые в настоящем регламенте понятия означают следующее:
«автомобильная техника» — колесные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них;
«автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации» — впервые изготовленная в Российской Федерации, а также ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации автомобильная техника;
«выбросы» — выбросы вредных (загрязняющих) веществ, которыми являются отработанные газы двигателей внутреннего сгорания и испарения топлива автомобильной техники, содержащие вредные (загрязняющие) вещества (оксид углерода (СО), углеводороды (CmHn),оксиды азота (NOx) и дисперсные частицы);
«газовый двигатель» — двигатель, работающий на сжиженном нефтяном или природном газе;
«дизель» — двигатель, работающий по принципу воспламенения от сжатия;
«искровой двигатель» — двигатель с принудительным зажиганием, работающий на бензине или газовом топливе;
«Правила ЕЭК ООН» — Правила Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций согласно приложению № 1, принятые в соответствии с указанным в пункте 2 настоящего регламента Соглашением, применяемые в целях настоящего регламента;«технические нормативы выбросов» — устанавливаемые в отношении автомобильной техники нормативы выбросов, которые отражают максимально допустимую массу выбросов в атмосферу в расчете на единицу произведенной автомобильной техникой работы или пробега;
«экологический класс» — классификационный код, характеризующий автомобильную технику в зависимости от уровня выбросов.
4. Объектами технического регулирования являются автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, и установленные на ней двигатели внутреннего сгорания в части выбросов, а так же топливо для таких двигателей.
5. Автомобильная техника подразделяется на следующие типы:
а) легковые автомобили (код ТН ВЭД России 8703, код ОКП 45 1400) категории M1 с двигателями внутреннего сгорания, используемые для перевозки пассажиров, имеющие не более 8 мест для сидения, кроме места водителя;
б) автобусы (код ТН ВЭД России 8702, код ОКП 45 1700)с двигателями внутреннего сгорания категорий:M2 максимальной массой не более 5 т, используемые для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения, кроме места водителя;M3 максимальной массой свыше 5 т, используемые для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения, кроме места водителя;
в) грузовые автомобили (коды ТН ВЭД России 8701,8704, 8705, 8706, коды ОКП 45 1100, 45 1118, 45 1130,45 2100, 45 2200, 45 2300, 45 2700), а также изготовленная на их базе автомобильная техника специального назначения, имеющая свои коды ТН ВЭД России и ОКП, с двигателями внутреннего сгорания категорий:
N1 максимальной массой не более 3,5 т, используемые для перевозки грузов и установленного на них оборудования;
N2 максимальной массой свыше 3,5 т, но не более 12 т, используемые для перевозки грузов и установленного на них оборудования;
N3 максимальной массой свыше 12 т, используемые для перевозки грузов и установленного на них оборудования.6. Автомобильная техника подразделяется на экологические классы согласно приложению № 2.7. Сведения об экологическом классе вносятся в действующие на территории Российской Федерации документы, идентифицирующие автомобильную технику.
8. Техническими требованиями к автомобильной технике и установленным на ней двигателям внутреннего сгорания являются следующие:
а) в отношении автомобильной техники экологического класса 2:
категорий М1, М2 максимальной массой не более 3,5 т, N1 с искровыми двигателями (бензиновыми, газовыми) и дизелями — технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН № 83-04 (уровни выбросов В, С, D), Правилами ЕЭК ООН № 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей);
категорий М1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3,N1, N2, N3 с дизелями и газовыми двигателями — технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН № 49-02 (уровень выбросов В), Правилами ЕЭК ООН № 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей);
категорий М1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3,N2, N3 с бензиновыми двигателями — технические нормативы выбросов (СО — 55 г/кВт/ч, CmHn — 2,4 г/кВт•ч, NOx — 10 г/кВт•ч) при испытаниях, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН № 49-03 (испытательный цикл ESC);
б) в отношении автомобильной техники экологического класса 3:
категорий М1, М2 максимальной массой не более 3,5 т, N1 с искровыми двигателями (бензиновыми, газовыми) и дизелями — технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН № 83-05 с исправлениями 1—3, дополнениями 1—5 (уровень выбросов А), Правилами ЕЭК ООН № 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей);категорий М1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3,N1, N2, N3 с дизелями и газовыми двигателями — технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН № 49-04 (уровень выбросов А), Правилами ЕЭК ООН № 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей);
категорий М1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3,N2, N3 с бензиновыми двигателями — технические нормативы выбросов (СО — 20 г/кВт•ч, CmHn — 1,1 г/кВ•ч, NOx — 7 г/кВт•ч) при испытаниях, предусмотренных Правилами № 49-03 (испытательный цикл ETC);
категорий М1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3,N2, N3 повышенной проходимости с дизелями — технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН № 96-01 с дополнениями 1, 2, Правилами ЕЭКООН № 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей);
в) в отношении автомобильной техники экологического класса 4:категорий М1, М2 максимальной массой не более 3,5 т,N1 с искровыми двигателями (бензиновыми, газовыми) и дизелями — технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН № 83-05 с исправлениями 1—3, дополнениями 1—5 (уровень выбросов В), Правилами ЕЭК ООН № 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей);
категорий М1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3,N1, N2, N3 с дизелями и газовыми двигателями — технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН № 49-04 (уровень выбросов В1), Правилами ЕЭК ООН № 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей);
категорий М1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3,N1, N2, N3 с бензиновыми двигателями — технические нормативы выбросов (СО — 4 г/кВт•ч, CmHn — 0,55г/кВт•ч, NOx — 2 г/кВт•ч) при испытаниях, предусмотренных Правилами ЕЭК ООН № 49-03 (испытательный цикл ЕТС);
г) в отношении автомобильной техники экологического класса 5 категорий М1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N1, N2, N3 с дизелями и газовыми двигателями — технические нормативы выбросов, предусмотренные Правилами ЕЭК ООН № 49-04 (уровни выбросов В2, С), Правилами ЕЭК ООН № 24-03 с дополнением 1 (только для дизелей).
9. К характеристикам топлива, обеспечивающим выполнение технических требований к автомобильной технике и установленным на ней двигателям, указанных в пункте 8 настоящего регламента, предъявляются основные технические требования согласно приложению № 3.
10. Уровень выбросов на дату производства автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, не должен превышать технические нормативы, указанные в пункте 8 настоящего регламента.
11. Соответствие автомобильной техники и установленных на ней двигателей требованиям настоящего регламента удостоверяет сообщение, касающееся официального утверждения типа транспортного средства и(или) двигателя, предусмотренное Правилами ЕЭКООН, или сертификат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
12. Порядок подтверждения соответствия автомобильной техники и установленных на ней двигателей требованиям настоящего регламента определен Правилами ЕЭКООН.
13. Срок действия сертификатов соответствия ограничивается датой вступления в силу требований к следующему экологическому классу, но не превышает 4 лет.
Сертификаты соответствия, выданные до вступления в силу настоящего регламента, действительны до окончания срока их действия.
В случае внесения в конструкцию автомобильной техники или двигателя изменений, влияющих на выполнение технических требований, указанных в пункте 8 настоящего регламента, на эту автомобильную технику или двигатели выдаются новые сертификаты соответствия.
14. Введение в действие технических нормативов выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, осуществляется в следующие сроки:
а) экологического класса 2 — с даты вступления в силу настоящего регламента;
б) экологического класса 3 — с 1 января 2008 г.;
в) экологического класса 4 — с 1 января 2010 г.;
г) экологического класса 5 — с 1 января 2014 г.
Приложение № 1
Перечень Правил Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций, применяемых для целей специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных(загрязняющих) веществ»
1. Правила ЕЭК ООН № 24 (24-03*) «Единообразные предписания, касающиеся:
I. официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ;
II. официального утверждения автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, официально утвержденных по типу конструкции;
III. официального утверждения автотранспортных средств с двигателем с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ;
IV. измерения полезной мощности двигателей с воспламенением от сжатия».
2. Правила ЕЭК ООН № 49 (49-02, 49-03, 49-04*)«Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе, и транспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, двигателями, работающими на природном газе, и двигателями с принудительным зажиганием, работающими на сжиженном нефтяном газе, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ».
3. Правила ЕЭК ООН № 83 (83-02, 83-03, 83-04, 83-05*)«Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выброса загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей».
4. Правила ЕЭК ООН № 96 (96-01*) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия для установки на сельскохозяйственных тракторах и внедорожной технике в отношении выброса загрязняющих веществ этими двигателями».
* Номера поправок, которыми вносятся изменения в Правила ЕЭК ООН.