Вопрос: ОАО намерено создать фонд финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, отчисления в который будут производиться как ОАО, так и его дочерними и зависимыми хозяйственными обществами. Действующим законодательством РФ предусмотрена возможность создания как государственных, так и негосударственных фондов финансирования НИОКР.
В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее — Закон № 127-ФЗ) финансовое обеспечение научной, научно-технической, инновационной деятельности может осуществляться государственными фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности (далее — государственные фонды), созданными в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, а также фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданными юридическими и (или) физическими лицами (далее — негосударственные фонды).
Положения пп. 6 п. 2 ст. 262 НК РФ предусматривают, что к расходам на НИОКР относятся отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Законом № 127-ФЗ, в сумме не более 1,5 процента доходов от реализации, определяемых в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Применяется ли пп. 6 п. 2 ст. 262 НК РФ в отношении расходов ОАО на НИОКР, осуществленных в форме отчислений в фонд НИОКР, созданный ОАО и его дочерними и зависимыми обществами? Как должны осуществляться указанные отчисления?
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета отчислений в фонды финансирования научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок (далее — НИОКР) для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.
В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 262 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в составе расходов на НИОКР учитываются отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ
«О науке и государственной научно-технической политике», в сумме не более 1,5 процента доходов от реализации, определяемых в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Пунктом 4 ст. 15 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» предусмотрено, что финансовое обеспечение научной, научно-технической, инновационной деятельности может осуществляться государственными фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, а также фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданными юридическими лицами и (или) физическими лицами (далее — негосударственные фонды).
Согласно п. 6 указанной статьи Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ правовое положение негосударственных фондов определяется Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Согласно ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
Также сообщаем, что ограничения в отношении возможности учета в составе расходов отчислений в фонд поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, одним из учредителей которого является налогоплательщик, в НК РФ не содержится.
При этом указанные расходы должны быть произведены в рамках деятельности, направленной на получение дохода, а также быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 252 НК РФ).
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. Разгулин