Просим разъяснить, должен ли уплачиваться налог на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в данной ситуации?
В каком порядке производится налогообложение операций по реализации товаров филиалом иностранной организации, состоящим на учете в налоговых органах Российской Федерации?
С 1 января 2005 года вступило в силу Соглашение, неотъемлемой частью которого является Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее — Положение).
Из положений статей 1 и 3 Соглашения следует, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь налог на добавленную стоимость взимается в Российской Федерации.
Поскольку ввоз товаров белорусской организацией с территории Республики Беларусь ее филиалу на территорию Российской Федерации по месту нахождения данного филиала не является операцией по приобретению белорусских товаров филиалом белорусской организации, нормы, предусмотренные разделом I Положения, не применяются.
При реализации в дальнейшем филиалом белорусской организации товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации, с учетом положений статьи 147 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), местом реализации указанных товаров признается территория Российской Федерации. Учитывая, что реализацию товаров белорусская организация в лице филиала осуществляет как российский налогоплательщик, налогообложение таких операций производится по ставкам, указанным в пункте 2 или 3 статьи 164 Кодекса.
В случае если ввоз товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь производится на основании договоров купли-продажи, заключенных между белорусской организацией, в том числе в лице филиала, и российскими покупателями, то в соответствии с разделом I Положения российские покупатели являются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость при ввозе товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации (Письмо ФНС России от 18.05.2005 № 03-4-03/825/28).
Просим разъяснить порядок применения налоговых вычетов сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации лицами, применяющими специальные налоговые режимы. Зависит ли налогообложение операций по ввозу товаров на территорию Российской Федерации от условий поставки товаров, предусмотренных договором?
С 1 января 2005 года вступило в силу Соглашение, неотъемлемой частью которого является Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее — Положение).
Из положений статей 1 и 3 Соглашения следует, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь налог на добавленную стоимость взимается в Российской Федерации.
В соответствии с разделом I Положения для целей уплаты налога на добавленную стоимость по товарам, ввозимым с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, налоговая база определяется в случае приобретения товаров (за исключением продуктов переработки).
Учитывая изложенное, независимо от условий поставки товаров, предусмотренных Международными правилами толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС», ввоз товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации по договорам, предусматривающим приобретение указанных товаров, подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 8 раздела I Положения суммы НДС, уплаченные по товарам, ввозимым с территории государства одной из Сторон на территорию государства другой Стороны, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном национальным законодательством Сторон.
Таким образом, суммы НДС, уплаченные по товарам, ввезенным с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, подлежат вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 Кодекса.
При этом необходимо учитывать, что право на налоговые вычеты имеют только налогоплательщики налога на добавленную стоимость.
Следовательно, поскольку лица, перешедшие на уплату сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход, упрощенную систему налогообложения, равно как и лица, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 Кодекса, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, то право на вычет сумм налога, уплаченных при ввозе товаров в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь, у них не возникает.
Одновременно обращаем внимание, что порядок принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного налогоплательщиками налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, изложен в Письме ФНС России от 02.03.2005 № ММ-6-03/167 (Письмо ФНС России от 04.07.2005 № 03-4-03/1142/28).
Налоговый резидент Республики Беларусь, заключивший договор хранения с российским налогоплательщиком, ввозит товар для ответственного хранения на складе, расположенном на территории Российской Федерации. В дальнейшем ввезенные товары реализуются с указанного склада по договорам купли-продажи, заключенным белорусским продавцом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, с российским покупателем. В каком порядке производится налогообложение налогом на добавленную стоимость операций по реализации указанных товаров?
С 1 января 2005 года вступило в силу Соглашение, неотъемлемой частью которого является Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее — Положение).
В соответствии с разделом I Положения для целей уплаты налога на добавленную стоимость по товарам, ввозимым с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, налоговая база определяется в случае приобретения товаров (за исключением продуктов переработки). Поскольку в случае ввоза товаров для хранения операция по приобретению товаров налогоплательщиком не осуществляется, соответственно нормы Соглашения и Положения в этом случае не применяются.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание положения статьи 147 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), местом реализации указанных товаров следует считать территорию Российской Федерации, в связи с чем нормы, предусмотренные Соглашением и Положением, не применяются. Применению подлежат нормы, предусмотренные Кодексом.
При реализации товаров, местом реализации которых является Российская Федерация, налогоплательщиками— иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, у российской организации — покупателя возникают обязанности налогового агента, предусмотренные статьей 161 Кодекса.
При этом российская организация — налоговый агент обязана исчислить, удержать у белорусского налогоплательщика — продавца и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость (Письмо ФНС России от 10.08.2005 № 03-4-03/1388/28).
Имеет ли право налогоплательщик для подтверждения правомерного применения налоговой ставки 0 процентов представить в налоговый орган в пакете документов, предусмотренном пунктом 2 раздела IV Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, копию заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов?
С 1 января 2005 года вступило в силу Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключенное между Правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь (далее — Соглашение), неотъемлемой частью которого является Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее — Положение).Согласно пункту 6 раздела I Положения налогоплательщики не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров, обязаны представить в налоговые органы декларацию и одновременно с ней заявление о ввозе товара, составленное по форме, утверждаемой налоговыми органами государств Сторон, в трех экземплярах с указанием сведений о поставщике товара, виде договора, заключенного с поставщиком, сведений о товарах, включая их наименование, стоимость, а также расчет налоговой базы и суммы исчисленного налога.
Пунктом 2 раздела II Положения предусмотрено, что для обоснования применения нулевой ставки в налоговые органы одновременно с декларацией представляется третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны.
В соответствии с Письмом ФНС России от 15.06.2005 №ММ-6-03/489 «О применении норм Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь», согласованным с Минфином России, документы, указанные в пункте 6 раздела I и пункте 2 раздела II Положения, могут представляться налогоплательщиками в налоговый орган в виде копий, заверенных подписью руководителя и главного бухгалтера.
Учитывая изложенное, представление налогоплательщиком в налоговый орган копии заявления, заверенной подписью руководителя и главного бухгалтера налогоплательщика, не может служить основанием для отказа в применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость (Письмо ФНС России от 29.08.2005 № 03-4-03/1508/31).
Налоговый резидент Республики Беларусь, заключивший договор хранения с российским налогоплательщиком, ввозит товар для ответственного хранения на складе, расположенном на территории Российской Федерации. В дальнейшем ввезенные товары реализуются с указанного склада по договорам купли-продажи, заключенным белорусским продавцом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, с российским покупателем.
В каком порядке производится налогообложение налогом на добавленную стоимость операций по реализации указанных товаров в случае их ввоза на территорию Российской Федерации до 01.01.2005?В каком порядке производится налогообложение налогом на добавленную стоимость операций по реализации товаров, ввозимых и реализуемых российским налогоплательщиком (комиссионером) на территории Российской Федерации в рамках исполнения договора комиссии, заключенного с налогоплательщиком Республики Беларусь (комитентом)?
1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее —Соглашение), подписанное 15 сентября 2004 года и вступившее в силу с 1 января 2005 года, распространяется на товары, отгруженные из Республики Беларусь на территорию Российской Федерации начиная с 1 января 2005 года.
В соответствии с разделом I Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее — Положение), являющегося неотъемлемой частью Соглашения, для целей уплаты налога на добавленную стоимость по товарам, ввозимым с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, налоговая база определяется в случае приобретения товаров (за исключением продуктов переработки). Поскольку в случае ввоза товаров для хранения операция по приобретению товаров налогоплательщиком не осуществляется, соответственно нормы Соглашения и Положения в этом случае не применяются.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание положения статьи 147 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), местом реализации указанных товаров следует считать территорию Российской Федерации, в связи с чем нормы, предусмотренные Соглашением и Положением, не применяются. Применению подлежат нормы, предусмотренные Кодексом.
При реализации товаров, местом реализации которых является Российская Федерация, налогоплательщиками-иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, у российской организации — покупателя возникают обязанности налогового агента, предусмотренные статьей 161 Кодекса. При этом российская организация — налоговый агент обязана исчислить, удержать у белорусского налогоплательщика— продавца и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
В аналогичном порядке производится налогообложение операций по реализации товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь до 01.01.2005 и реализуемых белорусской организацией, не состоящей на учете в налоговых органах Российской Федерации, на территории Российской Федерации после 01.01.2005.
2. В отношении товаров, ввозимых и реализуемых российским налогоплательщиком (комиссионером) на территории Российской Федерации в рамках исполнения договора комиссии, заключенного с налогоплательщиком Республики Беларусь (комитентом), сообщаем следующее.
В соответствии с разделом I Положения для целей уплаты налога на добавленную стоимость по товарам, ввозимым с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, налоговая база определяется в случае приобретения товаров (за исключением продуктов переработки).
В соответствии со статьей 990 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору комиссии одна Сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой Стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Исходя из смысла приведенной выше нормы гражданского законодательства передача комитентом принадлежащих ему на праве собственности товаров комиссионеру по договорам комиссии для дальнейшей реализации следует рассматривать в качестве одного из способов поставки товаров, предназначенных для использования последним в предпринимательской деятельности.
Таким образом, продавцом товара является белорусский налогоплательщик, российский налогоплательщик является только посредником в указанной сделке.
Учитывая вышеизложенное, в случае ввоза товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации российской организацией, выступающей в роли комиссионера, действующего по договору комиссии в интересах белорусского налогоплательщика, и реализации указанных товаров российским налогоплательщикам налог на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации уплачивается российскими налогоплательщиками, приобретающими указанные товары (Письмо ФНС России от 13.09.2005 № 03-4-03/1566/31).
Имеют ли право на вычет сумм НДС, уплаченных по товарам, ввезенным с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход?
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее — Соглашение), подписанное 15 сентября 2004 года и вступившее в силу с 1 января 2005 года, распространяется на товары, отгруженные с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации начиная с 1 января2005 года.
В соответствии с пунктом 8 раздела I Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, являющегося неотъемлемой частью Соглашения, суммы НДС, уплаченные по товарам, ввозимым с территории государства одной из Сторон на территорию государства другой Стороны, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном национальным законодательством Сторон.
Таким образом, суммы НДС, уплаченные по товарам, ввезенным с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, подлежат вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс). При этом право на налоговые вычеты имеют только налогоплательщики налога на добавленную стоимость.
Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, в связи с чем право на вычет сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, у них не возникает.
Согласно положениям статьи 170 Налогового кодекса суммы НДС, фактически уплаченные налогоплательщиками при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров, в частности, в случае приобретения (ввоза) товаров лицами, не являющимися плательщиками НДС в соответствии с положениями главы 21 Налогового кодекса.
По вопросу уплаты налога на доходы физических лиц следует отметить следующее.
В силу особенностей российского законодательства о налогах и сборах индивидуальные предприниматели, занимающиеся оптово-розничной торговлей и использующие как наличную, так и безналичную формы расчетов с покупателями, являются одновременно плательщиками налога на доходы физических лиц и плательщиками единого налога на вмененный доход.
Предпринимательская деятельность, связанная с оптово-розничной торговлей товарами, осуществляемая налогоплательщиками с использованием любых безналичных форм расчетов, не подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю товарами и оказание услуг покупателям как за наличный расчет, так и по безналичному расчету, привлекаются к уплате единого налога на вмененный доход в соответствии с положениями главы 26.3 Налогового кодекса только в отношении торговли за наличный расчет.
Доходы, полученные такими налогоплательщиками от операций, осуществляемых по безналичному расчету, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в порядке, установленном главой 23 Налогового кодекса, на основании данных раздельного учета доходов и расходов (Письмо ФНС России от 01.08.2005 № 03-2-03/1293/18).
Какая дата считается моментом определения налоговой базы при реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, и считаются ли документы, предусмотренные пунктом 2 раздела II Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, копию заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, представленными в срок, если они представлены за налоговый период, в котором истек 90-дневный срок, установленный пунктом 3 раздела II Положения?
В соответствии с пунктом 1 раздела II Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее —Положение) при реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость (далее — НДС) при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 2 указанного раздела Положения.
Из норм, содержащихся в пунктах 2 и 3 раздела II Положения, следует, что для обоснования применения нулевой ставки НДС налогоплательщик должен в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров представить в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией документы, предусмотренные пунктом 2 раздела II Положения.
В этом случае при реализации товаров моментом определения налоговой базы по НДС является последний день месяца, в котором собран пакет документов, предусмотренных пунктом 2 раздела II Положения.
При этом подтверждением того, что налогоплательщиком собран пакет документов именно в том периоде, за который представлена налоговая декларация, является представление этой налоговой декларации и пакета документов в налоговый орган в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
С учетом изложенного, если вышеуказанный 90-дневный срок истекает в налоговом периоде, за который представлена налоговая декларация и одновременно с налоговой декларацией представлены документы, предусмотренные пунктом 2 раздела II Положения, то эти документы считаются представленными в срок, установленный в абзаце первом пункта 3 раздела II Положения (Письмо ФНС России от 15.06.2005 № 03-2-03/1013/15).