Организация является владельцем четырех лицензий на право пользования недрами, расположенными на территории одного из районов субъекта РФ. В лицензионных соглашениях (приложениях к лицензиям), подписанных между распорядителем недр (управлением по недропользованию субъекта РФ) и организацией, предусмотрено, что владелец лицензии на право пользования недрами (т.е. организация) и органы местного самоуправления субъекта РФ (то есть администрация района субъекта РФ) могут осуществлять взаимодействие на основании совместных соглашений о социально-экономическом развитии региона.
Однако организации было предложено подписать соглашение о сотрудничестве не с органом местного самоуправления, а с администрацией субъекта РФ. По соглашению о сотрудничестве в области социально-экономического развития субъекта РФ, подписанному с администрацией субъекта РФ, организация принимает участие в финансировании расходов, осуществляемых администрацией субъекта РФ на социально-экономическое развитие всего региона.
Вправе ли организация, руководствуясь абз. 5 п. 1 ст. 261 НК РФ, учитывать денежные средства, перечисленные по соглашению о сотрудничестве с администрацией субъекта РФ, в составе расходов на освоение природных ресурсов, учитываемых для целей исчисления налога на прибыль?
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» (далее — Закон) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Согласно ст. 12 Закона лицензия на пользование недрами закрепляет условия, перечисленные в ст. 12 Закона, и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими Закону.
В соответствии с положениями ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).
На основании подп. 3 п. 1 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя расходы на освоение природных ресурсов. Порядок учета расходов на освоение природных ресурсов регулируется ст. 261 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 261 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера.
В частности, к расходам на освоение природных ресурсов относятся расходы на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам налогоплательщиками в процессе строительства и эксплуатации объектов, на переселение и выплату компенсаций за снос жилья в процессе разработки месторождений. К этим расходам также относятся расходы, предусмотренные договорами (соглашениями) с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с органами местного самоуправления и (или) родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов, заключенными такими налогоплательщиками.
Указанные расходы включаются в состав прочих расходов равномерно в течение двух лет, но не более срока эксплуатации.
Таким образом, денежные средства, перечисленные по соглашению о сотрудничестве с администрацией субъекта Российской Федерации на финансирование социально-экономического развития региона, могут быть учтены в составе расходов на освоение природных ресурсов на основании абз. 5 п. 1 ст. 261 НК РФ при условии, что соответствующие расходы предусмотрены лицензионным соглашением.