1. Утвердить прилагаемые страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуру и порядок применения страховщиками при определении страховой премии.
2. Признать утратившими силу:
✔ Постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. № 264 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 20, ст. 1898);
✔ Постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2004 г. № 216 «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. № 264» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 18, ст. 1760);
✔ Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 509 «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. № 264» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 40, ст. 3964);
✔ Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 823 «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. № 264» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 52, ст. 5492).3. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2006 г.
Председатель Правительства Российской Федерации
М. Фрадков
Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии
Раздел I. Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств
1. Базовые страховые тарифы (ТБ)
Тип (категория) и назначение транспортного средства |
Базовый страховой тариф (процентов страховой суммы) |
Базовый страховой тариф (рублей) |
Мотоциклы и мотороллеры (транспортные средства категории «А») |
0,30375 |
1215 |
Легковые автомобили (транспортные средства категории «В»): | ||
юридических лиц |
0,59375 |
2375 |
физических лиц, предпринимателей без образования юридического лица |
0,495 |
1980 |
Легковые автомобили (транспортные средства категории «В»), | ||
используемые в качестве такси |
0,74125 |
2965 |
Прицепы к легковым автомобилям, мотоциклам, мотороллерам |
0,09875 |
395 |
Грузовые автомобили (транспортные средства категории «С»): | ||
с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее |
0,50625 |
2025 |
с разрешенной максимальной массой более 16 тонн |
0,81 |
3240 |
Прицепы к грузовым автомобилям, полуприцепы, прицепы-роспуски |
0,2025 |
810 |
Автобусы (транспортные средства категории «D»): | ||
с числом пассажирских мест до 20 включительно |
0,405 |
1620 |
с числом пассажирских мест более 20 |
0,50625 |
2025 |
Автобусы (транспортные средства категории «D»), | ||
используемые в качестве такси |
0,74125 |
2965 |
Троллейбусы |
0,405 |
1620 |
Трамваи |
0,2525 |
1010 |
Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины |
0,30375 |
1215 |
Прицепы к тракторам, самоходным дорожно-строительным и иным машинам |
0,07625 |
305 |
Примечания:
1. Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины — машины, имеющие паспорт самоходной машины и проходящие государственную регистрацию в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
2. Категория транспортного средства определяется согласно сведениям, указанным в паспорте транспортного средства или в свидетельстве о регистрации транспортного средства. В случае если в документе, на основании которого определяются сведения о транспортном средстве, имеются расхождения между категорией и типом транспортного средства, при определении базового страхового тарифа следует руководствоваться данными о категории транспортного средства.
2. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (КТ)
Место жительства (нахождения) собственника транспортного средства |
Коэффициент для транспортных средств, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним |
Коэффициент для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним |
Город Москва |
2 |
1,2 |
Город Санкт-Петербург |
1,8 |
1 |
Города и населенные пункты Московской области |
1,7 |
1 |
Города и населенные пункты Ленинградской области |
1,6 |
1 |
Города Астрахань, Барнаул, Брянск, Владивосток, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Иркутск, Казань, Калининград, Кемерово, Киров, Краснодар, Красноярск, Курск, Липецк, Магнитогорск, Набережные Челны, Нижний Новгород, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Оренбург, Пенза, Пермь, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саратов, Тверь, Тольятти, Томск, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Хабаровск, Чебоксары, Челябинск, Ярославль |
1,3 |
0,8 |
Города Абакан, Азов, Александров, Алексин, Альметьевск, Амурск, Анапа, Ангарск, Анжеро-Судженск, Апатиты, Арзамас, Армавир, Арсеньев, Артем, Архангельск, Асбест, Ачинск, Балаково, Балахна, Балашов, Батайск, Белгород, Белебей, Белово, Белогорск, Белорецк, Белореченск, Бердск, Березники, Березовский, Бийск, Биробиджан, Благовещенск, Бор, Борисоглебск, Боровичи, Братск, Бугульма, Бугуруслан, Буденновск, Бузулук, Буйнакск, Великие Луки, Великий Новгород, Верхняя Пышма, Верхняя Салда, Владикавказ, Владимир, Волгодонск, Волжск, Волжский, Вологда, Вольск, Воркута, Воткинск, Выкса, Вышний Волочек, Вязьма, Геленджик, Георгиевск, Глазов, Горно-Алтайск, Губкин, Гуково, Гусь-Хрустальный, Дербент, Дзержинск, Димитровград, Ейск, Елабуга, Елец, Ессентуки, Ефремов, Железногорск, Заречный, Заринск, Зеленогорск, Зеленодольск, Златоуст, Инта, Искитим, Ишим, Ишимбай, Йошкар-Ола, Калуга, Каменск-Уральский, Каменск-Шахтинский, Камышин, Канаш, Канск, Каспийск, Кимры, Кинешма, Кирово-Чепецк, Киселевск, Кисловодск, Клинцы, Ковров, Когалым, Комсомольск-на-Амуре, Копейск, Кострома, Котлас, Краснокаменск, Краснокамск, Краснотурьинск, Кропоткин, Крымск, Кстово, Кузнецк, Куйбышев, Кумертау, Кунгур, Курган, Курганинск, Кызыл, Лабинск, Лениногорск, Ленинск-Кузнецкий, Лесной, Лесосибирск, Ливны, Лиски, Лысьва, Магадан, Майкоп, Малгобек, Махачкала, Междуреченск, Мелеуз, Миасс, Минеральные Воды, Минусинск, Михайловка, Михайловск, Мичуринск, Мончегорск, Мурманск, Муром, Мценск, Назарово, Назрань, Нальчик, Находка, Невинномысск, Нерюнгри, Нефтекамск, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нижнекамск, Нижний Тагил, Новоалтайск, Новокуйбышевск, Новомосковск, Новороссийск, Новотроицк, Новоуральск, Новочебоксарск, Новочеркасск, Новошахтинск, Новый Уренгой, Норильск, Ноябрьск, Нягань, Обнинск, Озерск, Октябрьский, Орел, Орск, Осинники, Отрадный, Павлово, Первоуральск, Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Печора, Полевской, Прокопьевск, Прохладный, Псков, Пятигорск, Ревда, Ржев, Рославль, Россошь, Рубцовск, Рузаевка, Рыбинск, Салават, Сальск, Саранск, Сарапул, Саров, Сатка, Сафоново, Саяногорск, Свободный, Северодвинск, Североморск, Северск, Серов, Сибай, Славянск-на-Кубани, Смоленск, Соликамск, Сочи, Спасск- Дальний, Ставрополь, Старый Оскол, Стерлитамак, Сургут, Сызрань, Сыктывкар, Таганрог, Талнах, Тамбов, Тимашевск, Тихорецк, Тобольск, Троицк (Челябинская область), Туапсе, Туймазы, Тулун, Узловая, Улан-Удэ, Усолье-Сибирское, Уссурийск, Усть-Илимск, Усть-Кут, Ухта, Ханты-Мансийск, Хасавюрт, Чайковский, Чапаевск, Чебаркуль, Черемхово, Череповец, Черкесск, Черногорск, Чистополь, Чита, Чусовой, Шадринск, Шахты, Шелехов, Шуя, Щекино, Элиста, Энгельс, Южно-Сахалинск, Юрга, Якутск, Ярцево |
1 |
0,8 |
Прочие города и населенные пункты |
0,5 |
0,5 |
Примечание. Для населенных пунктов, подчиненных администрации города (администрации района города), применяется коэффициент КТ, установленный для города (района), администрации которого они подчиняются.
3. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор обязательного страхования) (КБМ)
Класс на начало годового срока страхования |
Коэффициент |
Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования | ||||
0 страховых выплат |
1 страховая выплата |
2 страховые выплаты |
3 страховые выплаты |
4 и более страховых выплат | ||
М |
2,45 |
0 |
М |
М |
М |
М |
0 |
2,3 |
1 |
М |
М |
М |
М |
1 |
1,55 |
2 |
М |
М |
М |
М |
2 |
1,4 |
3 |
1 |
М |
М |
М |
3 |
1 |
4 |
1 |
М |
М |
М |
4 |
0,95 |
5 |
2 |
1 |
М |
М |
5 |
0,9 |
6 |
3 |
1 |
М |
М |
6 |
0,85 |
7 |
4 |
2 |
М |
М |
7 |
0,8 |
8 |
4 |
2 |
М |
М |
8 |
0,75 |
9 |
5 |
2 |
М |
М |
9 |
0,7 |
10 |
5 |
2 |
1 |
М |
10 |
0,65 |
11 |
6 |
3 |
1 |
М |
11 |
0,612 |
6 |
3 |
1 |
М |
|
12 |
0,55 |
13 |
6 |
3 |
1 |
М |
13 |
0,5 |
13 |
7 |
3 |
1 |
М |
Примечания:
1. При заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства присваивается класс в зависимости от количества произведенных страховщиком страховых выплат при наступлении страховых случаев.
2. В зависимости от числа страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования, при заключении с владельцем транспортного средства договора обязательного страхования на новый срок применяется повышающий коэффициент КБМ с присвоением более низкого класса, вплоть до самого низкого. При отсутствии страховых выплат в период действия предыдущих договоров обязательного страхования применяется понижающий коэффициент с присвоением более высокого класса.
3. Коэффициент КБМ применяется при заключении или продлении договора обязательного страхования со сроком действия 1 год. При этом учитывается общее количество страховых выплат, произошедших в течение срока действия предыдущего договора обязательного страхования со сроком действия 1 год.
4. Произведенные страховщиком страховые выплаты по одному страховому случаю рассматриваются как одна страховая выплата.
5. При отсутствии ранее заключенных и начавших действие договоров обязательного страхования владельцу транспортного средства присваивается класс 3, применяется коэффициент КБМ — 1.
6. Если в страховом полисе указано более одного допущенного к управлению транспортным средством лица, к расчету страховой премии принимается максимальный коэффициент КБМ, определенный в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.
В случае если договор обязательного страхования заключен без ограничения лиц, допущенных к управлению транспортным средством, коэффициент КБМ рассчитывается для собственника такого транспортного средства с учетом всех произведенных страховых выплат за период действия предыдущего договора обязательного страхования.
7. Если договор обязательного страхования был досрочно прекращен, то при последующем его заключении при отсутствии страховых выплат по такому договору класс принимается равным классу на начало срока действия досрочно прекращенного договора обязательного страхования. При наличии страховых выплат по страховым случаям, произошедшим в период действия досрочно прекращенного договора обязательного страхования, класс изменяется в зависимости от количества страховых выплат, произведенных страховщиком в указанный период.
4. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (КО)
Сведения о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством |
Коэффициент |
Договор обязательного страхования предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством |
1 |
Договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством |
1,5 |
Примечание. В случае ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, в договоре обязательного страхования указываются все лица, допущенные к управлению транспортным средством, независимо от их числа.
5. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (КВС)
Возраст и стаж водителя, указанные в страховом полисе |
Коэффициент |
До 22 лет включительно со стажем вождения до 2 лет включительно |
1,3 |
До 22 лет включительно со стажем вождения свыше 2 лет |
1,2 |
Более 22 лет со стажем вождения до 2 лет включительно |
1,15 |
Более 22 лет со стажем вождения свыше 2 лет |
1 |
Примечания:
1. Если в страховом полисе указано более одного допущенного к управлению транспортным средством лица, к расчету страховой премии принимается максимальный коэффициент КВС, определенный в отношении лиц, допущенных к управлению транспортным средством.
2. Если договором обязательного страхования не предусмотрено ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (коэффициент КО — 1,5), то принимается коэффициент КВС — 1.
6. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «В») (КМ)
Мощность двигателя (лошадиных сил) |
Коэффициент |
До 50 включительно |
0,5 |
Свыше 50 до 70 включительно
|
0,7 |
Свыше 70 до 100 включительно |
1
|
Свыше 100 до 120 включительно |
1,3
|
Свыше 120 до 150 включительно |
1,5
|
Свыше 150 |
1,7 |
Примечание. При определении мощности двигателя транспортного средства используются данные паспорта транспортного средства или свидетельства о регистрации транспортного средства. Если в указанных документах отсутствуют данные о мощности двигателя транспортного средства, используются соответствующие сведения из каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников. В случае если в паспорте транспортного средства мощность двигателя указана только в киловаттах, то при пересчете в лошадиные силы используется соотношение 1 кВт = 1,35962 л.с.
7. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства (КС)
Период использования транспортного средства |
Коэффициент |
6 месяцев |
0,7 |
7 месяцев |
0,8 |
8 месяцев |
0,9 |
9 месяцев |
0,95 |
10 месяцев и более |
1 |
8. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от срока страхования (КП)
Срок страхования при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации |
Коэффициент |
До 15 дней |
0,2 |
От 16 дней до 1 месяца |
0,3 |
2 месяца |
0,4 |
3 месяца |
0,5 |
4 месяца |
0,6 |
5 месяцев |
0,65 |
6 месяцев |
0,7 |
7 месяцев |
0,8 |
8 месяцев |
0,9 |
9 месяцев |
0,95 |
10 месяцев и более |
1 |
Примечание. Для владельцев транспортных средств, следующих к месту регистрации, срок страхования составляет до 20 дней включительно, и применяется коэффициент КП — 0,2.
9. При наличии нарушений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», применяется коэффициент КН — 1,5.
Раздел II. Структура страхового тарифа
|
процентов |
Брутто-ставка (ставка страховой премии с единицы страховой суммы) |
100 |
Нетто-ставка (часть брутто-ставки, предназначенная для обеспечения текущих страховых выплат по договорам обязательного страхования) |
77 |
Резервы компенсационных выплат — всего |
3 |
в том числе: |
|
резерв гарантий |
1 |
резерв текущих компенсационных выплат |
2 |
Расходы на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств |
20 |
Раздел III. Порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии
1. Определение размера страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования (Т)
Категория транспортного средства |
Формула, применяемая в отношении транспортных средств, находящихся в собственности физических лиц и предпринимателей без образования юридического лица |
Формула, применяемая в отношении транспортных средств, находящихся в собственности юридических лиц |
При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации (за исключением случаев следования к месту регистрации) | ||
Транспортные средства категории «В» (в том числе такси) |
Т = ТБ х КТ х КБМ хКВС х КО х КМ х КС х КН |
Т = ТБ х КТ х КБМ х КО х КМ х КН, где КО = 1,5 |
Транспортные средства категорий «А», «С», «D» (в том числе такси), троллейбусы, трамваи, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины |
Т = ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КС х КН |
Т = ТБ х КТ х КБМ х КО х КН, где КО = 1,5 |
Прицепы (в том числе полуприцепы и прицепы роспуски) |
Т = ТБ х КТ х КС |
Т = ТБ х КТ |
При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации (в случае следования к месту регистрации) | ||
Транспортные средства категории «В» (в том числе такси) |
Т = ТБ х КВС х КО х КМ х КП |
Т = ТБ х КО х КМ х КП, где КО = 1,5 |
Транспортные средства категорий «A», «C», «D» (в том числе такси),троллейбусы, трамваи, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины |
Т = ТБ х КВС х КО х КП |
Т = ТБ х КО х КП, где КО = 1,5 |
Прицепы (в том числе полуприцепы и прицепыроспуски) |
Т = ТБ х КП |
Т = ТБ х КП |
При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации (коэффициенты определяются в соответствии с пунктом 2 настоящего раздела) | ||
Транспортные средства категории «В» (в том числе такси) |
Т = ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КМ х КП х КН |
Т = ТБ х КТ х КБМ х КОх КМ х КП х КН |
Транспортные средства категорий «A», «C», «D» (в том числе такси), троллейбусы, трамваи, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины |
Т = ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КП х КН |
Т = ТБ х КТ х КБМ х КО х КП х КН |
Прицепы (в том числе полуприцепы и прицепы роспуски) |
Т = ТБ х КТ х КП |
Т = ТБ х КТ х КП |
2. При обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, для расчета страховой премии применяются следующие коэффициенты:
КТ — 2;
КБМ — 1;
КВС — 1,3 (для транспортных средств, принадлежащих на праве собственности или ином основании физическим лицам), 1 (для транспортных средств, принадлежащих на праве собственности или ином основании юридическим лицам);
КО — 1 (для транспортных средств, принадлежащих на праве собственности или ином основании физическим лицам), 1,5 (для транспортных средств, принадлежащих на праве собственности или ином основании юридическим лицам);
КМ — определяется в соответствии с пунктом 6 раздела I настоящего документа;
КП — определяется в соответствии с пунктом 8 раздела I настоящего документа (применяется также при обязательном страховании на срок следования к месту регистрации транспортного средства).
При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь, Республике Казахстан или в Украине и временно используемых на территории Российской Федерации, для расчета страховой премии применяются следующие коэффициенты:
КТ — 1;
КБМ — 1;
КВС — 1;
КО — 1;
КМ — определяется в соответствии с пунктом 6 раздела I настоящего документа;
КП — определяется в соответствии с пунктом 8 раздела I настоящего документа (применяется также при обязательном страховании на срок следования к месту регистрации транспортного средства).
Указанные коэффициенты для владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь, Республике Казахстан или в Украине и временно используемых на территории Российской Федерации, действуют до присоединения Российской Федерации к международной системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
3. Коэффициент КН применяется страховщиками при заключении или продлении срока действия договора обязательного страхования на год, следующий за периодом, в котором страховщику стало известно о совершении предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» действий (бездействии), в случае нахождения транспортного средства, указанного в страховом полисе, у собственника, указанного в страховом полисе.
4. Максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать3-кратный размер базового страхового тарифа, скорректированного в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, а при применении коэффициента КН, предусмотренного пунктом 9 раздела I настоящего документа, —его 5-кратный размер.