Вопрос: Организация (рекламное агентство) заключила с рекламодателем смешанный договор по покупке мест для размещения рекламы и медиаконсультированию (договор агентирования и оказания услуг, далее - агентский договор).
С целью исполнения агентского договора организация от своего имени и по поручению рекламодателя заключает договоры с рекламораспространителями. Данными договорами предусмотрены премии (бонусы), выплачиваемые организации по результатам отчетного периода (финансового года, квартала и т.д.). Размер премии (бонуса) зависит от общего объема приобретенных у данного рекламораспространителя услуг по размещению в средствах массовой информации рекламно-информационных материалов.
Организация, согласно агентскому договору, обязана полностью или частично выплачивать рекламодателю премии (бонусы), ранее полученные от рекламораспространителей.
Указанные бонусы могут выплачиваться спустя несколько лет после их получения организацией. Сумма премии (бонусов), перечисляемая рекламодателю, обычно меньше суммы премии (бонусов), полученной от рекламораспространителей. Доля премии (бонуса), причитающейся конкретному рекламодателю, рассчитывается исходя из доли расходов организации по данному рекламодателю в общей стоимости приобретенных у рекламораспространителей услуг за определенный период времени (финансовый год, квартал и т.д.).
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы для целей исчисления налога на прибыль не учитываются доходы, поступившие агенту в связи с исполнением обязательств по агентскому договору.
В соответствии с п. 9 ст. 270 НК РФ в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, не учитываются расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного агентом принципалу в связи с исполнением обязательств по агентскому договору.
Тем не менее получение премий (бонусов) от рекламораспространителей, а также их последующее полное или частичное перечисление рекламодателям зависят от того, насколько организация выполнила условия договоров с рекламораспространителями. Данные договоры заключены организацией от своего имени, но по поручению и за счет разных рекламодателей, то есть существует прямая связь между полученным доходом и понесенным расходом.
Вправе ли организация учитывать при исчислении налога на прибыль суммы полученных и выплаченных премий (бонусов)?
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу ведения налогового учета доходов и расходов у организации-агента и сообщает следующее.
В соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 № 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса в целях налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Пунктом 9 ст. 270 Кодекса установлено, что в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.
Расходы агента, которые он совершил в связи с исполнением обязательств по агентскому договору, если такие затраты подлежат включению в состав расходов принципала, не учитываются в составе расходов агента.
Если агент осуществляет расходы, отвечающие требованиям п. 1 ст. 252 Кодекса, которые не возмещаются принципалом и не отражаются в налоговом учете принципала, то агент вправе включить указанные затраты в состав расходов, учитываемых при налогообложении его прибыли.
Таким образом, налоговый учет доходов и расходов организации-агента предопределяется условиями заключенного агентского договора. В случае заключения смешанного договора (агентирования и оказания услуг) организация-агент при осуществлении иных функций, помимо агентских, ведет учет доходов и расходов для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. Разгулин