ТСЖ применяет УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».
В соответствии с уставом ТСЖ от своего имени совершает сделки, приобретает имущественные и неимущественные права, выступает истцом и ответчиком в суде. Средства ТСЖ состоят из платежей, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, а также с оплатой коммунальных услуг, и иных взносов членов товарищества; платежей собственников помещений, не являющихся членами товарищества, связанных с оплатой расходов на управление, содержание и ремонт общего имущества, а также с оплатой коммунальных услуг.
ТСЖ заключает договоры с собственниками помещений в многоквартирном доме, не являющимися членами товарищества, согласно которым ТСЖ оказывает им услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а собственники вносят плату за содержание, ремонт и коммунальные услуги.
Товариществом заключены от собственного имени договоры с ресурсоснабжающими организациями о предоставлении коммунальных услуг (отопление, вода, газ, электричество). Товарищество приобретает коммунальные услуги по тарифам, установленным законодательством РФ, и оплачивает их в размере 100% независимо от факта оплаты собственниками домов. При этом ресурсоснабжающая организация не выплачивает товариществу вознаграждений или иного рода денежных выплат за организацию сбора денежных средств. Товарищество формирует квитанции, и по договору с банками денежные средства собираются через кассы банков и терминалы.
Товарищество учитывает коммунальные платежи, собранные с членов ТСЖ и собственников жилья, не являющихся членами ТСЖ, в составе доходов, а оплаченную сумму за коммунальные платежи (свет, воду, отопление) — в составе расходов при исчислении налога по УСН.
Правомерны ли действия ТСЖ?
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения средств, полученных товариществом собственников жилья, и сообщает следующее.
Согласно ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в п. 2 ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
При этом средства товарищества собственников жилья состоят, в частности, из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества (ст. 151 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 Кодекса. Доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.
На основании пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса в составе доходов не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Статьей 990 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
При этом комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае, когда комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), также дополнительное вознаграждение в размере и в порядке, установленных в договоре комиссии (ст. 991 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, доходом организации-комиссионера от предпринимательской деятельности в рамках заключенного договора комиссии является только комиссионное вознаграждение.
Исходя из пп. 1 п. 2 ст. 251 Кодекса к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Учитывая вышеизложенное, товарищество собственников жилья, применяющее упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы не учитывает вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, а также отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья его членами.
При этом поступления от лиц, не являющихся учредителями (участниками, членами) некоммерческой организации, учитываются при налогообложении в общеустановленном порядке.
Кроме того, полагаем необходимым сообщить, что в связи с принятием Федерального закона от 16.11.2011 № 320-ФЗ «О внесении изменений в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса дополнен новым абзацем, расширяющим перечень средств целевого финансирования.
В частности, к средствам целевого финансирования указанный Закон, вступивший в силу с 1 января 2012 г., позволяет относить имущество в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
В этой связи средства собственников помещений в многоквартирных домах, указанные в новом абзаце пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса, не будут учитываться при определении налоговой базы (при условии их раздельного учета).
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В. РАЗГУЛИН