Вопрос: У индивидуального предпринимателя возникла необходимость подтвердить свои доходы в суде по возмещению материального вреда в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности.
Индивидуальный предприниматель осуществлял три вида предпринимательской деятельности. По одному виду деятельности — реализация ГСМ через АЗС — применял УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». По двум другим видам — грузовые и пассажирские перевозки — являлся плательщиком ЕНВД. ИП вел раздельный учет, по каждому виду деятельности ежеквартально представлял декларации.
Представляемая в налоговый орган декларация по ЕНВД определяется расчетным путем и может отличаться от величины фактического полученного дохода от предпринимательской деятельности, следовательно, не может считаться подтверждением дохода от предпринимательской деятельности.
Является ли налоговая декларация подтверждением полученного дохода от предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется УСН?
Каким документом можно подтвердить в судебном органе фактически полученный доход от предпринимательской деятельности, подпадающей под уплату ЕНВД?
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в пределах своей компетенции рассмотрел письмо о порядке подтверждения в судебных органах доходов индивидуальным предпринимателем, совмещающим применение упрощенной системы налогообложения с системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
При этом ст. 346.24 Кодекса обязывает налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2008 № 154н.
Учитывая изложенное, вышеназванная книга, оформленная соответствующим образом, может являться подтверждением полученного индивидуальным предпринимателем дохода от предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется упрощенная система налогообложения.
Законодательство о налогах и сборах не предусматривает обязанности для индивидуальных предпринимателей — плательщиков единого налога на вмененный доход вести учет доходов в целях, не связанных с налогообложением. Для указанных целей налогоплательщик единого налога на вмененный доход вправе использовать для подтверждения полученных доходов первичные документы, свидетельствующие о факте получения этих доходов (расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т.п.).
Также для целей, не связанных с налогообложением, индивидуальные предприниматели — налогоплательщики единого налога на вмененный доход могут вести учет доходов и расходов в упрощенной форме, то есть на основании первичных документов фиксировать поступления денежных средств (выручку) и произведенные расходы.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что на основании п. 4 ст. 346.11 и п. 5 ст. 346.26 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По вопросам разъяснения порядка ведения расчетных и кассовых операций в Российской Федерации следует обращаться в Банк России.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. Разгулин