Вопрос: Организация получила требование налогового органа о представлении документов (информации) в отношении ООО-1, которое является контрагентом организации. При этом направление данного требования обусловлено проведением налоговой проверки в отношении ООО-2. Организация не является контрагентом ООО-2, а также не является лицом, располагающим документами, касающимися его деятельности.
Таким образом, запрашиваемые документы не касаются деятельности проверяемого налогоплательщика.
В соответствии со ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Запрашиваемые документы касаются деятельности ООО-1, которое не является проверяемым налогоплательщиком, т.е. запрашиваемые документы не касаются взаимоотношений с проверяемой организацией.
При этом расходы на копирование истребуемых документов являются значительными: объем запрашиваемых документов составляет более 20 томов, для их подготовки необходимо выделить группу работников.
Имеет ли право налоговый орган требовать представления документов в данном случае?
В каком порядке и в каком объеме возмещаются расходы организации на копирование документов, запрашиваемых налоговым органом на основании ст. 93.1 НК РФ?
Ответ:
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросам об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, и сообщается следующее.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
Если лицо, получившее требование налогового органа о представлении документов (информации), не располагает истребуемыми документами (информацией), об этом сообщается в соответствии с п. 5 ст. 93.1 Кодекса.
Из арбитражной практики следует, что условиями реализации права налогового органа на истребование документов (информации) в соответствии со ст. 93.1 Кодекса является наличие у любого третьего лица, а не только у контрагента документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (конкретной сделки).
Возмещение расходов, понесенных налогоплательщиком в связи с представлением в налоговый орган истребуемых документов, Кодексом не предусмотрено.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. Разгулин