О налогообложении доходов иностранных юридических лиц

Министерство финансов РФ письмо от 19.08.2005 № 03-08-05
| официальная переписка | печать

Вопрос: Представительство иностранной компании, которое зарегистрировано в налоговых органах России, планирует заключить договор о предостав­лении персонала с резидентом Турции для работы в московском представительстве. Необходимо ли удерживать налог на доходы иностранных юридиче­ских лиц при перечислении денежных средств по до­говору за предоставленный персонал?

Ответ:

В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на при­быль являются иностранные организации, осуществляю­щие свою деятельность на территории Российской Феде­рации через постоянные представительства и (или) полу­чающие доходы от источников в Российской Федерации. Согласно пункту 7 статьи 306 Налогового кодекса факт предоставления иностранной организацией персонала для работы на территории Российской Федерации в дру­гой организации при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 выше­указанной статьи, не может рассматриваться как приво­дящий к образованию постоянного представительства иностранной организации, предоставившей персонал, если такой персонал действует исключительно от имени и в интересах организации, в которую он был направлен.

Согласно пункту 2 статьи 309 Налогового кодекса Рос­сийской Федерации доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров или иного имуще­ства, кроме указанного в подпунктах 5 и 6 пункта 1 указанной статьи, осуществления работ, оказания ус­луг на территории Российской Федерации, не приво­дящие к образованию постоянного представительст­ва в Российской Федерации в соответствии со стать­ей 306 Налогового кодекса, обложению налогом у ис­точника выплаты не подлежат (в ред. Федерального за­кона от 29.05.2002 № 57-ФЗ).

Таким образом, иностранная организация, осуществля­ющая деятельность в Российской Федерации через по­стоянное представительство, при перечислении дохода по договору за предоставленный персонал юридическо­му лицу, созданному по законодательству Турции и не имеющему представительства в России, в соответствии с вышеуказанными статьями Налогового кодекса Россий­ской Федерации обложению налогом у источника выпла­ты не подлежит.

Вопрос: Французская инжиниринговая компания осуществляет услуги по ремонту и обслуживанию оборудования для российской компании на территории Рос­сийской Федерации. Фактически ремонт оборудова­ния осуществляется 5—10 раз в год специалистами, которые приезжают в командировку на 2—3 дня в Рос­сию. Приводит ли данная деятельность французской компании к образованию постоянного представитель­ства на территории Российской Федерации?

Ответ:

Положениями статей 306—309 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливаются особенности ис­числения налога на прибыль иностранными организация­ми, осуществляющими предпринимательскую деятель-


ность на территории Российской Федерации, в случае если такая деятельность создает постоянное представительст­во иностранной организации, а также исчисления налога иностранными организациями, не связанными с деятель­ностью через постоянное представительство в Российской Федерации, получающими доход из источников в Россий­ской Федерации. Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации пони­мается филиал, представительство, отделение, бюро, кон­тора, агентство, любое другое обособленное подразделе­ние или иное место деятельности (далее — отделение) этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на тер­ритории России (т. е. самостоятельную, осуществляемую на свой страх и риск деятельность, направленную на сис­тематическое получение прибыли от пользования имуще­ством, продажи товаров, выполнения работ, оказания ус­луг, согласно ст. 2 Гражданского кодекса).

Моментом образования постоянного представительст­ва иностранной организации считается начало регуляр­ного осуществления предпринимательской деятельности (не с момента начала деятельности по созданию посто­янного представительства в смысле получения аккреди­тации, регистрации иностранной организации в Россий­ской Федерации, получения необходимых заключений, разрешений, лицензий, открытия счетов). Моментом ли­квидации постоянного представительства считается пре­кращение предпринимательской деятельности через от­деление иностранной организации (т. е. реально, а не до­кументально, в т. ч. и составляемой для прекращения ак­кредитации, а также при необходимости подать в налого­вый орган по месту налогового учета иностранной орга­низации в Российской Федерации заявления в порядке, предусмотренном в статье 84 Налогового кодекса).

Как следует из вопроса, французская компания не­сколько раз в год оказывает российскому предприятию услуги по ремонту и обслуживанию оборудования, то есть осуществляется регулярная деятельность по оказа­нию услуг на территории России.

Определяющим критерием для квалификации дея­тельности иностранной организации в Российской Федерации как осуществляемой через постоянное представительство является регулярность ее осуще­ствления. Налоговое законодательство Российской Фе­дерации устанавливает следующие признаки постоян­ного представительства:

• наличие любого места деятельности иностранной организации на территории России;

• ведение иностранной организацией в этом месте предпринимательской деятельности;

• осуществление такой деятельности иностранной ор­ганизацией регулярно.

Таким образом, в соответствии с пунктом 3 статьи 306 Налогового кодекса деятельность французской компа­нии на территории Российской Федерации приводит к об­разованию постоянного представительства.

Заместитель директора Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Министерства финансов РФ

Н. Комова