Организация применяет систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении деятельности в сфере оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках.
Согласно ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
Во исполнение указанной нормы организация выделила на каждой стоянке места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов в необходимом количестве и отметила указанные места специальными знаками.
Таким образом, организация, выделив места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, понесла расходы за счет собственных средств.
Возможно ли оптимизировать налоговую нагрузку при применении системы налогообложения в виде ЕНВД в данной ситуации?
Предусмотрены ли льготы по земельному налогу и льготы по оплате арендной платы по договорам аренды земельного участка в указанной ситуации?
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу порядка применения положений гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и, исходя из полученной информации, сообщает следующее.
В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 346.26 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход может переводиться предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок).
Согласно ст. 346.27 Кодекса под платными стоянками понимаются площади (в том числе открытые и крытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок).
При этом площадь стоянки — общая площадь земельного участка, на которой размещена платная стоянка, определяемая на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов.
Пунктом 3 ст. 346.29 Кодекса для исчисления единого налога на вмененный доход по указанному виду деятельности установлен физический показатель «общая площадь стоянки (в квадратных метрах)».
Частью 9 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
Кодексом не предусмотрен особый порядок налогообложения площади стоянки для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. При этом обращаем внимание на следующие положения гл. 26.3 Кодекса.
Пунктом 6 ст. 346.29 Кодекса установлено, что при определении величины базовой доходности представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут корректировать (умножать) базовую доходность, указанную в п. 3 ст. 346.29 Кодекса, на корректирующий коэффициент К2.
Корректирующий коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных ст. 346.27 Кодекса.
Согласно п. 7 ст. 346.29 Кодекса значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на период не менее чем календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.
В связи с этим для решения вопроса об установлении оптимальной налоговой нагрузки при применении режима налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности следует обращаться в представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В соответствии с п. 2 ст. 387 Кодекса при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
По вопросам арендной платы по договорам аренды земельного участка рекомендуем обращаться в Минэкономразвития России.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В. РАЗГУЛИН