Организация перешла на уплату ЕСХН с 2009 г. У организации в собственности находилось основное средство, приобретенное до 2009 г., т.е. до перехода на уплату ЕСХН, со сроком полезного использования 7 лет. Для целей исчисления ЕСХН расходы в виде амортизации учитывались в следующем порядке: в 2009 г. — 50% остаточной стоимости, в 2010 г. — 30%, в 2011 г. — 20%. В течение каждого года расходы в виде амортизации принимались равными долями ежемесячно по 1/12 общей суммы амортизации, приходящейся на соответствующий год. Основное средство реализовано 15 февраля 2012 г.
В случае реализации приобретенного основного средства организация обязана пересчитать налоговую базу по ЕСХН в соответствии с порядком, установленным в абз. 11 пп. 2 п. 4 ст. 346.5 НК РФ.
С какой даты в целях применения ЕСХН начинается течение трехлетнего срока, установленного абз. 11 пп. 2 п. 4 ст. 346.5 НК РФ в случае реализации приобретенного основного средства?
За какой период необходимо пересчитать налоговую базу по ЕСХН в случае реализации основного средства, приобретенного до перехода на уплату ЕСХН?
Необходимо ли в данном случае сдавать уточненные налоговые декларации по ЕСХН за предыдущие отчетные (налоговые) периоды?
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и сообщает следующее.
Пунктом 4 ст. 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) предусмотрено, что в случае реализации (передачи) приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) в составе расходов в соответствии с гл. 26.1 Кодекса (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет — до истечения 10 лет с момента их приобретения (сооружения, изготовления)) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их учета в составе расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) до даты реализации (передачи) с учетом положений гл. 25 Кодекса и уплатить дополнительную сумму налога и пени.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 346.5 Кодекса организации, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), уменьшают полученные доходы на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений п. 4 и абз. 6 пп. 2 п. 5 ст. 346.5 Кодекса).
Согласно пп. 2 п. 4 ст. 346.5 Кодекса расходы на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств в отношении основных средств, приобретенных (сооруженных, изготовленных) до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно, учитываются в составе расходов при определении объекта налогообложения по вышеуказанному налогу в течение первого календарного года применения единого сельскохозяйственного налога в размере 50 процентов остаточной стоимости, второго календарного года — 30 процентов остаточной стоимости и в течение третьего календарного года — 20 процентов остаточной стоимости.
При этом в течение налогового периода данные расходы принимаются равными долями.
Согласно ст. 346.7 Кодекса налоговым периодом по единому сельскохозяйственному налогу признается календарный год, а отчетным периодом — полугодие.
В соответствии с абз. 6 пп. 2 п. 5 ст. 346.5 Кодекса расходы на приобретение (сооружение, изготовление), достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, учитываемые в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 346.5 Кодекса, отражаются в последний день отчетного (налогового) периода в размере оплаченных сумм. При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.
Исходя из этого при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога с 01.01.2009 и наличии основных средств, которые оплачены до перехода на уплату данного налога, организациям следовало учитывать расходы на приобретение таких основных средств при определении объекта налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу начиная с 30.06.2009. С указанной даты начинается и течение трехлетнего срока в целях применения вышеуказанной нормы, предусмотренной п. 4 ст. 346.5 Кодекса.
В связи с этим в случае реализации (передачи) основных средств, приобретенных (сооруженных, изготовленных) до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно, до истечения трехлетнего срока следует пересчитать налоговую базу по единому сельскохозяйственному налогу за весь период пользования такими основными средствами начиная с I полугодия 2009 г. по I полугодие 2012 г., исключив из расходов сумму расходов на приобретение данных основных средств и включив в расходы сумму начисленной по ним амортизации за период с I полугодия 2009 г. по 14 февраля 2012 г.
Согласно п. 1 ст. 54 Кодекса при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию (п. 1 ст. 81 Кодекса).
Таким образом, организациям в вышеуказанном случае следовало внести изменения в налоговые декларации по единому сельскохозяйственному налогу за предыдущие отчетные (налоговые) периоды 2009—2011 гг.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В. РАЗГУЛИН