Вопрос: Основными видами деятельности ООО являются оказание рекламных услуг, продвижение товаров и торговых марок своих клиентов.
Согласно положениям НК РФ к рекламным расходам относятся:
- пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ: «расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика»;
- п. 4 ст. 264 НК РФ: «расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат-образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, и (или) о самой организации».
Положения ст. 264 НК РФ распространяются на организации, осуществляющие расходы на рекламу своих производимых товаров, своих предоставляемых услуг, работ. Поскольку ООО не производит, не продает свои товары, а только оказывает услуги по рекламе товаров клиентов, по продвижению товаров и торговых марок клиентов, то ООО не должно относить расходы по данной деятельности к рекламным расходам.
Расходы ООО можно рассматривать в качестве расходов, связанных с производством и реализацией, в частности, в составе материальных расходов на основании ст. 254 НК РФ. В таком случае положения п. 4 ст. 264 НК РФ не применяются.
Такой же подход поддерживает Минфин России в своем разъяснительном Письме от 25.10.2011 № 03-03-06/1/688.
Вправе ли ООО при условии соблюдения положений п. 1 ст. 252 НК РФ включать в состав расходов по налогу на прибыль расходы по рекламе товаров клиентов, по продвижению товаров и торговых марок клиентов в полном объеме без применения положений п. 4 ст. 264 НК РФ?
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу учета расходов рекламного агентства сообщает следующее.
Исходя из информации, изложенной в письме, основным видом деятельности организации является оказание рекламных услуг, продвижение товаров и торговых марок своих клиентов.
На основании п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 Кодекса.
Указанные положения ст. 264 Кодекса, по мнению Департамента, не распространяются на организации, предоставляющие услуги по рекламированию товаров (работ, услуг) заказчиков-рекламодателей.
В соответствии с п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, расходами по обычным видам деятельности являются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
На основании п. 2 ст. 252 Кодекса расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Таким образом, затраты рекламного агентства, связанные с оказанием услуг по продвижению товаров и торговых марок рекламодателей, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций по соответствующим видам расходов при условии их соответствия положениям п. 1 ст. 252 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. Разгулин