Вопрос: Пунктами 6 и 7 ст. 78 НК РФ установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Порядок возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов (пеней, штрафов) за расчетные периоды с 2002 по 2009 гг. регламентирован Федеральным законом от 24.07.2010 № 212-ФЗ и совместным Письмом ПФР и ФНС России от 11.08.2010 № ЯК-17-8/58/АД-30-24/8509@.
При этом ни налоговым законодательством, ни какими-либо другими нормативно-правовыми актами не урегулирован порядок списания излишне уплаченных сумм страховых взносов в ПФР и ФСС РФ по ЕСН за период 2002 - 2009 гг. по причине пропуска налогоплательщиком срока подачи заявления о зачете (возврате) налога, установленного ст. 78 НК РФ.
В связи с этим у налогового органа отсутствует право самостоятельно производить списание излишне уплаченных сумм страховых взносов по истечении трех лет со дня их уплаты.
На практике ряд территориальных налоговых органов на основании решений органов ПФР и ФСС РФ об отказе в возврате (зачете) сумм страховых взносов в связи с истечением срока подачи указанного заявления выносили решения о списании сумм.
Имеет ли право налоговый орган по заявлению ОАО о списании излишне уплаченных сумм страховых взносов по истечении как специального срока подачи заявления, установленного ст. 78 НК РФ, так и общего срока исковой давности, установленного и исчисляемого в соответствии со ст. ст. 196 и 200 ГК РФ, принять решение о списании указанной переплаты?
В настоящее время в карточках «Расчеты с бюджетом» (далее - карточка «РСБ») налоговых органов числится переплата ОАО по страховым взносам в ПФР (накопительная и страховая части) и ФСС РФ по отмененному ЕСН, не подтвержденная органами ПФР и ФСС РФ соответственно.
Каков порядок списания излишне уплаченных сумм страховых взносов, отраженных налоговыми органами в карточках «РСБ», в то время как по данным органов ПФР и ФСС РФ переплата отсутствует?
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о списании излишне уплаченных сумм страховых взносов и сообщает следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 60 Федерального закона от 24.07.2010 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31 декабря 2009 г. включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном ст. ст. 26 и 27 названного Федерального закона.
Зачет (возврат) сумм излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов.
В связи с передачей полномочий по осуществлению контроля за уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации проводилась работа по сверке сведений об уплаченных суммах страховых взносов и задолженности. В настоящее время завершается передача необходимых сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Ни Федеральным законом от 24.07.2010 № 212-ФЗ, ни Налоговым кодексом Российской Федерации не регулируется порядок списания излишне уплаченных налогов и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, срок обращения за возвратом которых истек. Кодексом не регулируется и порядок отражения сведений об уплаченных платежах в карточках «Расчеты с бюджетом».
Полагаем, что на основании обращения с просьбой о списании сумм излишне уплаченных страховых взносов, если истекли сроки для подачи заявления на зачет (возврат) этих сумм и они не подлежат зачету (возврату), могут быть внесены соответствующие изменения в карточку «Расчеты бюджетом» на основании решения налогового органа, согласованного с органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. Разгулин