О применении ЕСХН

Министерство финансов РФ письмо от 04.07.2012 № 03-11-06/1/15
| официальная переписка | печать

До 01.01.2007 ЗАО применяло общий режим налогообложения, а с 01.01.2007 применяет специальный режим налогообложения в виде ЕСХН и приобрело у государственных (муниципальных) органов власти земельные участки.

Расходы на приобретение прав на земельные участки признаются при ЕСХН в течение семи лет равными долями.

ЗАО в 2012 г. планирует продать несколько земельных участков.

Глава 26.1 НК РФ не содержит разъяснений, каким образом учитывать расходы по приобретению земельного участка в случае его продажи до истечения срока семи лет.

Положения п. 4 ст. 346.5 НК РФ об учете расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств к земельным участкам не применяются.

В состав основных средств и нематериальных активов в целях ст. 346.5 НК РФ включаются основные средства и нематериальные активы, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ с учетом положений гл. 26.1 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежат амортизации земля и объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Как учитываются расходы по приобретению земельного участка, если он приобретен и реализуется в период применения ЕСХН, в случае его продажи до истечения срока семи лет?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и сообщает следующее.

В соответствии с пп. 31 п. 2 ст. 346.5 гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога при определении объекта налогообложения уменьшают полученные ими доходы на расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки, включая расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельных участков при условии заключения указанного договора аренды, в том числе:

на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;

на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, используемые для сельскохозяйственного производства.

Согласно п. 4.1 ст. 346.5 Кодекса расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки учитываются в составе расходов равномерно в течение срока, определенного налогоплательщиком, но не менее семи лет. Суммы расходов учитываются равными долями за отчетный и налоговый периоды.

Сумма расходов на приобретение имущественных прав на земельные участки подлежит включению в состав расходов после фактической оплаты налогоплательщиком имущественных прав на земельные участки в размере уплаченных сумм и при наличии документально подтвержденного факта подачи документов на государственную регистрацию указанного права в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

В целях п. 4.1 ст. 346.5 Кодекса под документальным подтверждением факта подачи документов на государственную регистрацию имущественных прав понимается расписка в получении органом, осуществляющим кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документов на государственную регистрацию указанных прав.

Указанные расходы отражаются в последний день отчетного (налогового) периода и учитываются только по земельным участкам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.

Пунктом 4 ст. 346.5 Кодекса предусмотрено, что в случае реализации (передачи) приобретенных (сооруженных, изготовленных, созданных самим налогоплательщиком) основных средств и нематериальных активов до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) в составе расходов в соответствии с гл. 26.1 Кодекса (в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет — до истечения десяти лет с момента их приобретения (сооружения, изготовления, создания самим налогоплательщиком)) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами и нематериальными активами с момента их учета в составе расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) до даты реализации (передачи) с учетом положений гл. 25 Кодекса и уплатить дополнительную сумму налога и пеней.

При этом в состав основных средств и нематериальных активов в целях ст. 346.5 Кодекса включаются основные средства и нематериальные активы, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 Кодекса с учетом положений гл. 26.1 Кодекса, а расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств определяются с учетом положений п. 2 ст. 257 Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 256 Кодекса амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

При этом п. 2 ст. 256 Кодекса предусмотрено, что не подлежит амортизации, в частности, земля.

Исходя из этого п. 4 ст. 346.5 Кодекса в отношении земельных участков не применяется.

Кроме того, гл. 26.1 Кодекса не предусмотрен перерасчет налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу при реализации земельных участков до истечения срока семи лет.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В. РАЗГУЛИН