Вопрос: Организация (арендодатель) сдает в аренду собственные офисные помещения и применяет УСН с объектом налогообложения «доходы». В соответствии с договором аренды арендатор перечисляет арендодателю сумму обеспечения выполнения обязательств в виде задатка. По истечении срока аренды указанная сумма возвращается арендатору в случае отсутствия нарушения обязательств, предусмотренных договором аренды.
Учитывается ли сумма обеспечения выполнения обязательств в доходах арендодателя при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН?
Кроме этого, организация (комиссионер) заключила с другим собственником помещений договор комиссии, согласно которому комиссионер совершает сделки от своего имени, но за счет комитента. Комиссионер оплачивает коммунальные платежи, после чего комитент возмещает комиссионеру расходы и уплачивает ему вознаграждение.
Включаются ли в состав доходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, расходы, возмещаемые комиссионеру?
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета доходов организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса. При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 251 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств.
В соответствии со ст. 380 Гражданского кодекса Российской Федерации задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.
В связи с изложенным сумма обеспечения выполнения обязательств по договору аренды в виде задатка, возвращенная организацией-арендодателем арендатору, не является доходом и не учитывается при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов.
Согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса в составе доходов не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Статьей 990 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
При этом комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае, когда комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), также дополнительное вознаграждение в размере и в порядке, установленных в договоре комиссии (ст. 991 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, доходом организации-комиссионера от предпринимательской деятельности в рамках заключенного договора комиссии является комиссионное вознаграждение.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. Разгулин