Вопрос: В соответствии с Решением ВАС РФ от 26.01.2005 № 16141/04 от обложения НДФЛ освобождаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных внутренними документами организации. Правомерен ли в связи с этим пересчет за период 2002 - 2004 гг. сумм НДФЛ, удержанного с суточных свыше 100 руб. в день? В каком порядке нужно производить возврат работникам излишне удержанного налога? В каком порядке возвращать излишне уплаченный налог из бюджета? В каком порядке нужно производить возврат работникам излишне удержанного налога? В каком порядке возвращать излишне уплаченный налог из бюджета? Нужно ли тем работникам, которые сдавали декларации по форме №3-НДФЛ, подавать уточненные декларации?
Ответ:
Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2005 № 16141/04 признано недействующим Письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 17.02.2004 № 04-2-06/127 «О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных со служебными командировками». В этой связи при рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать следующее.
Пунктом 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что освобождаются от налогообложения все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, включая возмещение командировочных расходов.
В абз. 10 данного подпункта дополнительно указано, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки, как внутри страны, так и за ее пределы, в доход, не подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, а также ряд других расходов, связанных с командировкой.
То есть еще раз указывается, что в отношении таких расходов, как суточные, в отличие от расходов на проезд, по найму жилого помещения и иных, законодательством должны быть установлены соответствующие нормы.
Статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) предусмотрено, что «в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:
расходы по проезду;
расходы по найму жилого помещения;
дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные);
иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации».
То есть Трудовой кодекс не устанавливает норм компенсационных выплат в возмещение командировочных расходов и не предусматривает установление таких норм работодателями, а лишь предоставляет работодателям право самостоятельно определять в коллективном договоре или локальном нормативном акте порядок и размер возмещения расходов, связанных со служебной командировкой, в том числе дополнительных расходов, связанных с проживанием вне постоянного места жительства (суточных).
Поскольку суточные, как и другие расходы по командировке, производятся работником в связи с выполнением им трудовых обязанностей, они должны возмещаться работодателем в полном объеме, при этом, однако, работник не должен производить таких расходов в большем размере, чем это предусмотрено в локальном нормативном акте организации.
Таким образом, Трудовой кодекс лишь предоставляет работодателю право устанавливать размер возмещения расходов, связанных со служебной командировкой, а не наделяет его правом определения нормативного размера таких расходов, не учитываемого для целей налогообложения.
С учетом вышеизложенного, постановка вопроса о перерасчете удержанного налога на доходы физических лиц представляется необоснованной.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
А. Иванеев