Вопрос: В силу п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными (нереальными к взысканию) признаются долги с истекшим сроком исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
НК РФ предусмотрено четыре основания признания дебиторской задолженности безнадежной:
1) долги, по которым истек установленный срок исковой давности;
2) долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения;
3) долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено на основании акта государственного органа;
4) долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено ликвидацией организации.
После вступления в силу решения арбитражного суда ООО получило исполнительный лист. Организация дважды обращалась в Управление Федеральной службы судебных приставов с заявлениями о возбуждении исполнительного производства и дважды получала постановление об окончании исполнительного производства в связи с тем, что должник по адресу, указанному в исполнительном документе, не разыскан, движимое и недвижимое имущество за должником не зарегистрировано, денежные средства на расчетных счетах отсутствуют, иное имущество, на которое может быть обращено взыскание, не обнаружено.
Вправе ли ООО признать дебиторскую задолженность, в отношении которой судебным приставом-исполнителем вынесено вышеуказанное постановление, безнадежной для целей исчисления налога на прибыль в том отчетном периоде, в котором оно получило постановление об окончании исполнительного производства?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу признания дебиторской задолженности безнадежной для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.
Подпунктом 2 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что в целях гл. 25 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.
В соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Согласно пп. 3 и 4 п. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ) исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю:
- если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда Федеральным законом № 229-ФЗ предусмотрен розыск должника или его имущества;
- если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Пунктом 3 ст. 46 Федерального закона № 229-ФЗ установлено, что судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.
Таким образом, обязательство, по которому судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении организации исполнительного документа, на основании пп. 3 и 4 п. 1 ст. 46 Федерального закона № 229-ФЗ, по мнению Департамента, признается безнадежным долгом для целей налогообложения прибыли организаций.
Кроме того, данный вывод также подтверждается Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.03.2008 № 2727/08.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 № 45н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН