Вопрос: Организации оказывают автотранспортные и дорожно-строительные услуги юридическим и физическим лицам. На балансе организаций в составе основных средств учитывается автотранспортная и дорожно-строительная техника (далее - транспортные средства).
По окончании срока полезного использования производится ликвидация транспортных средств как объектов амортизируемого имущества. При ликвидации выводимых из эксплуатации транспортных средств осуществляется их разборка. Материально-производственные запасы, полученные при разборке, учитываются в виде узлов, агрегатов и деталей (далее - запчасти) или металлолома. Они признаются внереализационным доходом по рыночной цене или цене возможного использования согласно п. 13 ст. 250 НК РФ.
В дальнейшем оприходованные запчасти используются в производстве при ремонте транспортной техники, а металлолом реализуется. В целях исчисления налога на прибыль запчасти, использованные при ремонте транспортной техники, признаются материальными расходами согласно п. 2 ст. 254 НК РФ, а металлолом при его реализации признается в расходах согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ в сумме дохода, учтенного при оприходовании материальных запасов.
На практике во время разборки транспортных средств не всегда удается оценить, пригодны ли оприходованные запчасти для дальнейшего использования в производстве. В случае непригодности организации вынуждены списывать их в утиль, а в процессе утилизации - оприходовать металлолом.
При списании в утиль запчастей организации не признают стоимость оприходованных запчастей в расходах в целях исчисления налога на прибыль, но признают металлолом, полученный при утилизации запчастей, во внереализационных доходах по рыночной цене.
Таким образом, одно и то же имущество, полученное при разборке выводимых из эксплуатации транспортных средств, учитывается во внереализационных доходах по рыночной цене дважды - вначале в составе запчастей, полученных при разборке транспортных средств, а затем в составе металлолома, полученного при утилизации запчастей. В данном случае организации полагают, что имеет место переклассификация запасов, а не утилизация запчастей.
Возможно ли при переводе запчастей в состав металлолома признавать запчасти в расходах в целях исчисления налога на прибыль в размере суммы дохода, учтенного при первоначальном оприходовании запчастей в результате разборки выводимых из эксплуатации транспортных средств?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли стоимости материально-производственных запасов, полученных при демонтаже (разборке) выводимых из эксплуатации основных средств в случае их ликвидации, и сообщает следующее.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. п. 13 и 20 ч. 2 ст. 250 Кодекса.
Оценка такого дохода проводится исходя из рыночных цен с учетом положений ст. 105.3 Кодекса (п. п. 5 и 6 ст. 274 Кодекса).
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 Кодекса при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения (создания) этого имущества, а также на сумму расходов, указанных в абз. 2 п. 2 ст. 254 Кодекса.
Таким образом, стоимость материально-производственных запасов и прочего имущества, полученных при демонтаже (разборке) при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, учитывается в расходах для целей налогообложения прибыли организаций по мере отпуска в производство (с учетом ст. ст. 318 - 319 Кодекса) или по мере реализации (пп. 2 п. 1 ст. 268 Кодекса).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН