В связи с письмом по вопросу документального подтверждения правомерности невключения в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), местом реализации которых территория Российской Федерации не признается, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
Как правильно указано в письме, в соответствии с п. 2 ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) авансовые платежи, полученные в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), местом реализации которых согласно ст. ст. 147 и 148 Кодекса территория Российской Федерации не является, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются. При этом ст. 147 Кодекса, устанавливающей порядок определения места реализации товаров в целях применения налога на добавленную стоимость, перечень документов, подтверждающих место реализации товаров за пределами территории Российской Федерации, не предусмотрен.
Пунктом 4 ст. 148 Кодекса, устанавливающей порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость, предусмотрен перечень документов, подтверждающих место выполнения работ (оказания услуг) за пределами территории Российской Федерации. В данный перечень включены контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами, и документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
Таким образом, при получении авансовых или иных платежей, связанных с вышеуказанными поставками товаров (выполнением работ, оказанием услуг), документальным основанием для невключения этих платежей в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость могут являться заключаемые организацией контракты на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, а также любые иные документы, подтверждающие факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг за пределами территории Российской Федерации и не вызывающие сомнения у налоговых органов.
Одновременно отмечаем, что из приведенного в письме перечня поставок товаров и работ для целей применения налога на добавленную стоимость территория Российской Федерации не считается местом их реализации в случае выполнения ремонтных работ на электростанции, находящейся на территории Ирака, и поставок товаров с территории иностранных государств на территорию Ирака.
Что касается поставки товаров с территории Российской Федерации в Ирак, то согласно нормам ст. 147 Кодекса местом осуществления таких поставок признается территория Российской Федерации.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Министерства финансов РФ
Н. Комова