В соответствии с Письмом Минфина России от 29.05.2007 № 03-11-04/2/143 денежные суммы, в том числе суммы платежей за коммунальные услуги, которые управляющая компания, применяющая УСН, передает поставщикам данных услуг, не являются доходами указанной организации-агента.
Управляющая организация, применяющая УСН, фактически является агентом собственников жилых помещений во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями. Однако в договорах на управление нет прямого указания на то, что управляющая организация в части предоставления коммунальных услуг выступает в качестве агента.
Налоговые органы считают, что в состав дохода включаются суммы, перечисленные управляющей организацией ресурсоснабжающим организациям за поставленные энергоресурсы, при отсутствии в договоре управления прямого указания на агентирование.
Учитывается ли в указанном случае при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, плата собственников жилых помещений за коммунальные услуги, поступающие на счет управляющей организации?
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной системы налогообложения управляющей организацией и сообщает следующее.
Согласно ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 Кодекса. Доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.
В соответствии со ст. 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Таким образом, плата собственников жилых помещений за коммунальные услуги, поступающие на счет управляющей организации, является выручкой от реализации работ (услуг) и, соответственно, должна учитываться в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В случае заключения управляющей организацией агентских договоров на поставку электроэнергии следует иметь в виду, что согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
На основании п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Статьей 1011 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные гл. 51 «Комиссия» Гражданского кодекса Российской Федерации, если эти правила не противоречат положениям гл. 52 «Агентирование» Гражданского кодекса Российской Федерации или существу агентского договора.
Учитывая вышеизложенное, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.
Согласно положениям п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2004 № 85 сделка, совершенная до заключения договора комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента.
В связи с этим при агентском договоре сделка с третьими лицами агентом, выступающим от своего имени, но за счет принципала, должна быть совершена после заключения агентского договора и только в интересах принципала. При соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего упрощенную систему налогообложения, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение.
и таможенно-тарифной политики
С.В. РАЗГУЛИН