Вопрос: ЗАО ежемесячно создает резерв предстоящих расходов на оплату отпусков на основании ст. 324.1 НК РФ. Согласно учетной политике резерв исчисляется как произведение процента отчислений в резерв и сумм фактического фонда оплаты труда за месяц с учетом страховых взносов.
Процент отчислений в резерв определяется на каждый год как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпускных с учетом страховых взносов к предполагаемому годовому размеру расходов по оплате труда с учетом страховых взносов. На конец налогового периода ЗАО проводит инвентаризацию данного резерва.
Согласно п. 4 ст. 324.1 НК РФ резерв предстоящих расходов на оплату отпусков должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников и обязательных отчислений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Как на конец года определить количество дней неиспользованного отпуска для уточнения в соответствии с п. 4 ст. 324.1 НК РФ резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, созданного в целях исчисления налога на прибыль?
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу формирования налогоплательщиком резерва предстоящих расходов на оплату отпусков работникам в целях налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 324.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае формирования налогоплательщиком резерва на оплату отпусков указанный резерв подлежит инвентаризации на конец налогового периода.
Недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.
При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и соответственно сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по которым ранее не создавался указанный резерв.
Пунктом 4 ст. 324.1 Кодекса предусмотрено, что резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года, превышает фактический остаток неиспользованного резерва на конец года, то сумма превышения подлежит включению в состав расходов на оплату труда. Если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года, оказывается меньше фактического остатка неиспользованного резерва на конец года, то отрицательная разница подлежит включению в состав внереализационных доходов.
Следовательно, неиспользованные дни отпуска за конкретный календарный год могут быть определены только по состоянию на последний день календарного года.
Кроме того, резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен, по мнению Департамента, исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений соответствующих страховых взносов по каждому работнику.
Одновременно установлено, что сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, включается для целей налогообложения в состав внереализационных доходов текущего налогового периода в случае, если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков.
Таким образом, в случае если организация не меняет учетную политику в отношении создания резерва на оплату отпусков на следующий налоговый период, то на конец отчетного налогового периода организация может иметь определенный результатами инвентаризации остаток недоиспользованного резерва.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. Разгулин