Вопрос: ООО сдает в аренду нежилые помещения. С 1 марта 2013 г. вступает в силу Федеральный закон от 30.12.2012 № 302-ФЗ (далее - Закон), в частности ст. 8.1 ГК РФ, предусматривающая государственную регистрацию прав на имущество. В п. 8 ст. 2 Закона указано, что правила государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащиеся в ст. ст. 558, 560, 574, 584, 609, 651, 658 ГК РФ, не подлежат применению к договорам, заключаемым после введения в действие Закона. Тем самым ст. 26 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ (далее - Закон о регистрации) с 1 марта 2013 г. как противоречащая положениям ГК РФ применению не подлежит. Отмена государственной регистрации сделок (договора аренды) не изменяет процедуры регистрации аренды как обременения.
Согласно п. 1 ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. В п. 2 ст. 433 ГК РФ предусмотрено, что, если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества. Согласно п. 1 ст. 224 ГК РФ вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица.
В п. 1 ст. 4 Закона о регистрации регламентировано, что государственной регистрации подлежат обременения прав на недвижимое имущество. Согласно положению п. 2 ст. 8.1 ГК РФ право на имущество (обременение имущества - аренда) возникает, изменяется и прекращается с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.
Таким образом, договор аренды считается заключенным с момента его подписания и передачи арендуемых помещений по передаточному акту арендатору, а аренда как обременение возникает с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.
С какого момента оказание услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества признается объектом налогообложения по НДС?
Ответ:
В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании услуг по сдаче в аренду нежилых помещений Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) реализация услуг на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Пунктом 5 ст. 38 Кодекса установлено, что услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
В этой связи при оказании услуг по сдаче в аренду нежилых помещений объект налогообложения налогом на добавленную стоимость возникает с момента фактической реализации таких услуг.
На основании положений ст. 54 Кодекса налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода.
В соответствии со ст. 163 Кодекса налоговый период для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость установлен как квартал.
Согласно п. 1 ст. 167 Кодекса моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг, имущественных прав) или день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав).
Таким образом, моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг по сдаче в аренду имущества является наиболее ранняя из дат: день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего оказания услуг либо последний день налогового периода (квартала), в котором оказываются услуги, независимо от последующих сроков поступления арендной платы по периодам, установленным договором аренды.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. Разгулин