Организация, применяющая УСН (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»), арендует помещение (площадь 20,5 кв. м) в нежилом здании для целей осуществления оптово-розничной торговой деятельности строительными и отделочными материалами.
По договору аренды помещение будет использоваться арендатором как офисное помещение в соответствии с его уставной деятельностью. В арендованном помещении будет размещен выставочный зал торговых образцов, будут заключаться договоры с покупателями и осуществляться расчеты за товар наличными денежными средствами.
Относится ли в данном случае реализация товаров в выставочном зале к розничной торговле для целей применения системы налогообложения в виде ЕНВД?
Подпадает ли торговая деятельность организации в части розничных продаж строительных и отделочных материалов под систему налогообложения в виде ЕНВД в случае, если:
— строительные материалы будут отпускаться в этом же помещении;
— строительные материалы будут отпускаться со склада, расположенного в другом месте?
Возможно ли осуществление оптовой торговли без применения ККТ в целях применения системы налогообложения в виде ЕНВД?
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам, связанным с порядком применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться в отношении, в частности, предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли.
Статьей 346.27 Кодекса установлено, что к стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, относится торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.
Под стационарной торговой сетью, не имеющей торговых залов, понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты.
На основании ст. 346.29 Кодекса для исчисления суммы единого налога на вмененный доход при розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, используется физический показатель «площадь торгового зала (в квадратных метрах)».
Под площадью торгового зала понимается часть магазина,
павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов (ст. 346.27 Кодекса).
Таким образом, одним из условий для перевода деятельности, связанной с розничной реализацией товаров, на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход является осуществление данной деятельности через объекты стационарной и (или) нестационарной торговой сети, предусмотренные гл. 26.3 Кодекса.
При этом исходя из ст. 346.27 Кодекса под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
К розничной торговле согласно указанной статье Кодекса не относится, в частности, реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети.
Поэтому предпринимательская деятельность в сфере розничной реализации товаров по образцам и каталогам переводится на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход только при условии осуществления ее через объект стационарной торговой сети.
Одновременно следует отметить, что согласно п. 13 Правил продажи товаров по образцам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1997 № 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам» (далее — Правила), в организации, осуществляющей продажу товаров по образцам, должны быть выделены помещения для демонстрации образцов предлагаемых к продаже товаров. Для ознакомления покупателей представляются образцы предлагаемых товаров всех артикулов, марок и разновидностей, комплектующих изделий и приборов, фурнитуры и других сопутствующих товаров. При этом п. 14 указанных Правил установлено, что образцы товаров, предлагаемых к продаже, должны быть выставлены в месте продажи в витринах, на прилавках, подиумах, стендах, специальных пультах, оборудование и размещение которых позволяет покупателям ознакомиться с товарами.
В связи с этим выставочный зал может быть отнесен к объектам стационарной торговой сети, так как предназначен для обслуживания покупателей и оборудуется соответствующим образом для указанных целей.
Соответственно, предпринимательская деятельность в сфере розничной реализации товаров, осуществляемая с использованием выставочного зала, может быть отнесена к розничной торговле и переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход при условии соблюдения положений гл. 26.3 Кодекса, в том числе при условии соблюдения ограничения по площади торгового зала (не более 150 кв. м).
Вместе с тем обращаем внимание, что при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли через арендованные объекты торговли следует учитывать положения ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), которой установлено, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Учитывая изложенное, если по договору аренды здания или сооружения, заключенному в соответствии с нормами гл. 34 ГК РФ, указано назначение арендуемого помещения — склад или офис (офисное помещение), то доходы от предпринимательской деятельности арендодателя, связанной с реализацией товаров через арендованное помещение, предназначенное для использования под склад или в качестве офиса (офисного помещения), единым налогом на вмененный доход не облагаются.
Обращаем внимание, что согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 15.02.2011 № 12364/10 по делу № А51-8701/2009 офисное помещение, в котором заключаются договоры купли-продажи строительных материалов, не может квалифицироваться как торговое место, расположенное в объекте стационарной торговой сети.
Согласно указанному Постановлению Президиума ВАС РФ деятельность по продаже строительных материалов, осуществляемая с использованием офисного помещения, не относится к деятельности, в отношении которой, с учетом содержащегося в абз. 12 ст. 346.27 Кодекса определения розничной торговли, подлежит применению специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход.
Оптовая торговля также не подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Кроме того, сообщаем, что в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Данное правило применяется во всех случаях, за исключением тех, которые предусмотрены ст. 2 Закона № 54-ФЗ, где перечислены виды деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности, особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Исходя из п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Кодекса, и не подпадающие под действие п. п. 2 и 3 данной статьи, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
При этом согласно п. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленных законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Также следует отметить, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, и Регламенту Минфина России, утвержденному приказом Минфина России от 15.06.2012 № 82н, в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России.
При этом в соответствии с Положением и Регламентом, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.