О налогообложении

Министерство финансов РФ письмо от 15.05.2013 № 03-03-06/1/12502
| официальная переписка | печать

Вопрос: Организация в 2012 г. заключила договор займа в иностранной валюте с иностранным контрагентом. Денежные средства по договору перечисляются частями. Процентная ставка по займу превышает ставку рефинансирования Банка России. В учетной политике организации определено, что по долговым обязательствам в иностранной валюте предельная величина процентов, признаваемых расходом в 2012 г., принимается равной произведению ставки рефинансирования Банка России и коэффициента 0,8.

В 2012 г. транши были получены в периоды действия разных ставок рефинансирования.

Учитывая абз. 5 и 6 п. 1 ст. 269 Налогового кодекса РФ, как в целях исчисления налога на прибыль рассчитывать проценты по займу, полученному в иностранной валюте: исходя из ставки рефинансирования, действующей на момент получения первого транша, или же действующей на момент получения каждого транша?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.

Из письма следует, что организации предоставлен заем, который ей перечисляется траншами по предварительной письменной заявке заемщика.

С 1 января 2011 г. по 31 декабря 2013 г. включительно предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и коэффициента 0,8 - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

В целях ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации под ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации понимается:

- в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая на дату привлечения денежных средств;

- в отношении прочих долговых обязательств - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

Таким образом, основным критерием применения той или иной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации является наличие условия об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства. При его наличии применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на дату признания расходов в виде процентов, при отсутствии - действовавшая на дату привлечения денежных средств.

Следовательно, если условиями займа не предусмотрено изменение процентной ставки, то к такому долговому обязательству применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая на дату привлечения денежных средств. Если условиями займа предусмотрено ее изменение, то к такому долговому обязательству применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

Согласно п. 1 ст. 807 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

Следовательно, если долговое обязательство не предусматривает изменение процентной ставки, то каждый новый транш, в ходе которого заемщику перечисляются денежные средства, необходимо рассматривать как новое долговое обязательство и, следовательно, к каждому такому новому траншу необходимо применять ту ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, которая действовала на дату получения денежных средств по конкретному траншу.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. Разгулин