Вопрос: ЗАО является импортером алкогольной продукции. ЗАО заключило договор с рекламным агентством, по которому агентство осуществляет за вознаграждение размещение рекламных роликов, содержащих информацию о товаре, на телевизионных панелях по технологии InDoorTV (телевидение внутри помещения) в торговых залах розничных сетей магазинов - продавцов алкоголя.
В договоре с рекламным агентством, в частности, указано, что размещение рекламных роликов осуществляется по технологии InDoorTV.
29 января 2013 г. ЗАО направило в Роскомнадзор письмо с разъяснениями, можно ли технологию InDoorTV отнести к «информационно-телекоммуникационной сети». В свою очередь, Роскомнадзор ответил, что телевидение внутри помещения можно определить как локальную информационно-телекоммуникационную сеть, основанную на применении технологии InDoorTV.
Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам организации на рекламу относятся расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передачу по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети.
Правомерно ли ЗАО относит расходы на размещение рекламных роликов, которое осуществляется по технологии InDoorTV, к расходам на рекламу в полном объеме в целях налога на прибыль?
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу учета рекламных расходов сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях исчисления налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На основании пп. 28 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 Кодекса.
Согласно п. 4 ст. 264 Кодекса к расходам на рекламу относятся, в частности, расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передачу по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети. По мнению Департамента, к указанным сетям должны относиться сети общего пользования (например, сеть Интернет).
На основании п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
При этом п. 4 ст. 264 Кодекса предусмотрен перечень расходов на рекламу, которые в зависимости от ее назначения или размещения учитываются в целях налогообложения прибыли как ненормируемые и нормируемые расходы.
Расходы налогоплательщика на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 Кодекса, осуществленные им в течение налогового (отчетного) периода, для целей налогообложения прибыли организаций признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса.
Исчерпывающий перечень ненормируемых расходов на рекламу приведен в п. 4 ст. 264 Кодекса, и в нем не содержится расходов на размещение рекламных роликов по технологии IndoorTV.
Следовательно, расходы на демонстрацию рекламных роликов на телевизионных панелях по технологии IndoorTV являются расходами на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 Кодекса, и признаются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса.
Учитывая изложенное, затраты по созданию и размещению рекламного ролика по технологии IndoorTV могут быть учтены в составе расходов в полном объеме только в случае, если организация, предоставляющая услуги по размещению рекламного ролика, зарегистрирована как средство массовой информации. В иных случаях расходы на трансляцию рекламного ролика подлежат нормированию.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. Разгулин