Об уплате НДС налоговыми агентами при реализации имущества должника, признанного банкротом

Министерство финансов РФ письмо от 30.04.2013 № 03-07-11/15320
| официальная переписка | печать

Вопрос: Об уплате НДС налоговыми агентами при реализации имущества должника, признанного банкротом, а также о получении налогового вычета по НДС налоговыми агентами.

Ответ:

В связи с письмом по вопросу уплаты налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

В соответствии с п. 4.1 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 19.07.2011 № 245-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» с 1 октября 2011 г. при реализации на территории Российской Федерации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждой операции по реализации указанного имущества. В таких случаях налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества и (или) имущественных прав, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Согласно указанному п. 4.1 ст. 161 Кодекса налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 173 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в ст. 161 Кодекса, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в ст. 161 Кодекса, в том числе покупателями имущества должников, признанных банкротами. Таким образом, обязанность по исчислению суммы налога на добавленную стоимость у покупателей - налоговых агентов возникает при перечислении ими денежных средств в оплату приобретаемого имущества. При этом на основании ст. 174 Кодекса уплату налога в бюджет следует производить по итогам каждого налогового периода исходя из суммы налога, исчисленной за истекший налоговый период, равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.

Вышеизложенная позиция Департамента не изменилась в связи с принятием Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 № 11 «Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом», согласно которому налог исчисляется и уплачивается должником с учетом того, что требование об уплате налога на добавленную стоимость относится к четвертой очереди текущих требований.

По вопросу налоговых вычетов отмечаем, что в соответствии с п. 3 ст. 171 Кодекса суммы налога, уплаченные в соответствии со ст. 173 Кодекса покупателями - налоговыми агентами, подлежат вычетам. При этом согласно п. 1 ст. 172 Кодекса данные суммы подлежат вычетам при наличии документов, подтверждающих уплату налога в бюджет покупателем имущества в качестве налогового агента.

В связи с этим в случае перечисления должнику покупателем стоимости имущества без уплаты налога в бюджет данные суммы у покупателя вычету не подлежат.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. Комова