Вопрос: Организации (ОАО-1 и ОАО-2) заключили договор на оказание услуг по передаче электрической энергии до потребителей электроэнергии и мощности.
В соответствии с договором ОАО-1 ежемесячно выставляет ОАО-2 акт об оказании услуг по передаче электрической энергии и счет-фактуру на сумму, указанную в акте.
Акт со стороны ОАО-2 обычно подписывается с пометкой "с разногласиями" по применению тарифов на передачу электроэнергии, по уровням напряжения или по объемам оказанных услуг, с приложением протокола разногласий, которые разрешаются в течение определенного времени.
Акт, протокол разногласий и счет-фактура оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства и содержат все обязательные реквизиты.
После разрешения разногласий сумма оплаты услуг получается меньше суммы, указанной в акте и счете-фактуре. ОАО-2 учитывает указанную сумму в расходах по налогу на прибыль и уменьшает сумму НДС к уплате.
Например, ОАО-1 за март 2013 г. составило акт и счет-фактуру на сумму 1600 руб. (в том числе НДС 244 руб.).
Со стороны ОАО-2 акт подписан с разногласиями. Согласованная сумма составила 1400 руб. (в том числе НДС 214 руб.).
Имеет ли право ОАО-2 учесть в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, услуги по передаче электрической энергии в сумме 1186 руб., а также принять к вычету НДС на сумму 214 руб. по указанному счету-фактуре?
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета для целей исчисления налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость услуг по получению электрической энергии и мощности с целью их последующей передачи и сообщает следующее.
В части налога на прибыль организаций.
На основании п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 54 Кодекса при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
Учитывая изложенное, в ситуации, когда до принятия к учету товаров (работ, услуг) были выявлены расхождения фактического объема и (или) стоимости поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и показателей, указанных в товарной накладной (акте выполненных работ, оказанных услуг), учет расходов в целях налогообложения налогом на прибыль организаций производится в соответствии с их фактическим объемом (стоимостью), принятым к учету, на основании имеющихся у налогоплательщика документов, но не более объема (стоимости), указанного в товарной накладной (акте выполненных работ, оказанных услуг).
При этом обращаем внимание, что абз. 3 п. 1 ст. 54 Кодекса определены случаи перерасчета налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Это возможно в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений), а также когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога. Таким образом, налогоплательщик, допустивший в текущем налоговом (отчетном) периоде ошибки (искажения), которые привели к излишней уплате налога в предыдущем налоговом (отчетном) периоде, имеет право скорректировать налоговую базу за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).
В части налога на добавленную стоимость.
Согласно п. 1 ст. 172 Кодекса вычеты сумм налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам) производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, применение вычета налога на добавленную стоимость по указанным услугам следует осуществлять в порядке, установленном п. 1 ст. 172 Кодекса, только в части товаров (работ, услуг), фактически принятых на учет.
Учитывая изложенное, в ситуации, когда при принятии налогоплательщиком товаров (работ, услуг) к учету выявлены расхождения фактического объема и (или) стоимости поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и показателей, указанных в счете-фактуре, выставленном поставщиком (подрядчиком), принятие к вычету налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) производится в сумме, соответствующей их фактическому объему (стоимости), принятому к учету, но не превышающей сумму налога, указанную в полученном налогоплательщиком счете-фактуре.
Одновременно сообщаем, что согласно п. 3 ст. 168 Кодекса при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней считая со дня составления документов, указанных в п. 10 ст. 172 Кодекса (договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на такое изменение).
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. Трунин