Вопрос: Согласно Письму Минфина России от 19.01.2012 № 03-02-07/1-21 после исключения организации из ЕГРЮЛ действие решения налогового органа о приостановлении операций по счетам ликвидированной организации прекращается и принятия налоговым органом решения об отмене приостановления операций по счетам этой организации не требуется.
Банк получает документы, подтверждающие внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица в результате его реорганизации. По счету юридического лица в банке имеются действующие решения налоговых органов о приостановлении расходных операций. Применима ли указанная в Письме позиция в отношении юридических лиц, деятельность которых прекращена в результате реорганизации?
Применима ли указанная в Письме позиция к индивидуальным предпринимателям как в случае смерти такого физического лица, так и в случае внесения в ЕГРИП записи о госрегистрации прекращения деятельности индивидуального предпринимателя по другим основаниям?
Подлежат ли возврату в налоговый орган решения о приостановлении расходных операций, поступающие к счетам вышеуказанных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при наличии в банке соответствующей выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП либо решения остаются на хранении в банке?
Ответ:
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу о применении п. 9.1 ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщается следующее.
Приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено п. 3 ст. 76 и пп. 2 п. 10 ст. 101 Кодекса (п. 1 ст. 76 Кодекса).
Согласно п. п. 9.1 и 11 указанной статьи приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации (индивидуального предпринимателя) в банке отменяется в случаях, указанных в п. п. 3, 7 - 9 указанной статьи и в п. 10 ст. 101 Кодекса, а также по основаниям, предусмотренным иными Федеральными законами.
В случае если отмена приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации (индивидуального предпринимателя) в банке осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, принятия налоговым органом решения об отмене приостановления таких операций не требуется.
Пунктом 7 ст. 76 Кодекса предусмотрено, что в случае, если после принятия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке изменились наименование налогоплательщика и (или) реквизиты счета налогоплательщика в банке, операции по которому приостановлены по этому решению налогового органа, указанное решение подлежит исполнению банком также в отношении налогоплательщика, изменившего свое наименование, и операций по счету, имеющему измененные реквизиты.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 50 Кодекса обязанность по уплате налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном данной статьей. Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него данной статьей обязанностей по уплате налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Кодексом для налогоплательщиков.
Учитывая изложенное, полагаем, что после внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности юридического лица в результате его реорганизации действие решения о приостановлении операций по счетам в банке реорганизованного юридического лица распространяется на счета правопреемника (правопреемников).
Согласно пп. 3 п. 3 ст. 44 Кодекса обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Задолженность по налогам, указанным в п. 3 ст. 14 и ст. 15 Кодекса, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя.
В соответствии с ч. 10 ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента его смерти.
Учитывая изложенное, полагаем, что после исключения физического лица - индивидуального предпринимателя из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в связи с его смертью действие решения налогового органа о приостановлении операций по его счетам прекращается. При этом Кодексом не предусмотрен возврат указанного решения налоговому органу.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу ст. 24 ГК РФ физическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
Исходя из указанных положений ГК РФ индивидуальный предприниматель отвечает по обязательствам, в том числе связанным с предпринимательской деятельностью, всем своим имуществом, за исключением того, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
Таким образом, утрата физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя не освобождает его от обязанности отвечать по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
В соответствии с п. 1 ст. 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Ни гражданское законодательство, ни законодательство о налогах и сборах не предусматривает прекращение обязательств физического лица при утрате им статуса индивидуального предпринимателя.
Следовательно, утрата физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя не является обстоятельством, которое влечет прекращение возникшей от осуществления такой деятельности обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.
Учитывая изложенное, полагаем, что после внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о прекращении таким физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя действие решения налогового органа о приостановлении операций по его счетам в банке сохраняется.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. Разгулин