Вопрос: Основным видом деятельности банка является кредитование и предоставление финансовых услуг физлицам. Специфика банковского розничного бизнеса предусматривает необходимость проведения многочисленных встреч - переговоров с физлицами, являющимися фактическими либо потенциальными клиентами банка, в том числе VIP-клиентами.
Согласно пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества.
В то же время перечень предусмотренных ст. 264 НК РФ прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым, так как согласно пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, могут быть отнесены и другие не поименованные в данном перечне расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
Поскольку затраты банка направлены на поддержание сотрудничества и повышение лояльности привлеченных клиентов, а также на развитие бизнеса путем привлечения новых клиентов, данные расходы являются экономически обоснованными, соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ, и не противоречат требованиям, предъявляемым ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Вправе ли банк уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму представительских расходов, осуществляемых банком при проведении официальных приемов, переговоров и (или) обслуживании физлиц, являющихся как фактическими, так и потенциальными клиентами банка?
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.
Из письма следует, что в целях установления и поддержания взаимного сотрудничества банк осуществляет представительские расходы на официальный прием и обслуживание физических лиц, являющихся как фактическими, так и потенциальными клиентами банка.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Подпунктом 22 п. 1 ст. 264 НК РФ определено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 264 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
Вышеуказанное положение относит к представительским расходам расходы на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, однако полагаем, что к представительским расходам также могут быть отнесены расходы на проведение переговоров с физическими лицами, являющимися как фактическими, так и потенциальными клиентами организации.
Одновременно сообщаем, что представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период (п. 2 ст. 264 НК РФ).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. Разгулин