Вопрос: В соответствии с п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель.
Совершенно очевидно, что, например, акт приемки-сдачи работ и договор, составленные с необходимыми реквизитами, - документы. Информация, содержащаяся в них, - документированная информация.
В соответствии с п. 11.1 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах. Пункт 1 Временного порядка подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде, утвержденного Приказом ВАС РФ от 12.01.2011 № 1, устанавливает, что для представления в арбитражный суд в электронном виде документы должны быть переведены в электронный вид с помощью средств сканирования.
Из приведенных положений следует, что, например, акт приемки-сдачи работ и договор, составленные с необходимыми реквизитами и подписями сторон, отсканированные и хранящиеся у оператора информационной системы, - документы в электронном виде.
Являются ли данные документы составленными надлежащим образом для направления их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи?
Ответ:
В соответствии с письмом Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает, что представление информации по вопросу применения законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации не относится к сфере ведения Министерства финансов Российской Федерации.
Согласно п. 5.12 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 418, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок, в том числе по вопросам в сфере информационных технологий.
Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Полагаем, что документ, оформленный в электронном виде и подписанный квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью), может приниматься к налоговому учету, если это не нарушает требования, указанного в ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждены Приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.03.2011, регистрационный номер 20303).
Если истребуемый у налогоплательщика документ составлен в электронном виде не по установленным форматам, представление документа в налоговые органы производится на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. Разгулин