В связи с письмом относительно налогообложения налогом на прибыль российской организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, приобретающей у иностранных компаний по лицензионному соглашению право на кинотеатральный показ короткометражных фильмов у зарубежных иностранных лиц — кинокомпаний, являющихся правообладателями, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
В соответствии со ст. ст. 24 и 310 Кодекса обязанности по исчислению и удержанию налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, возложены на российскую организацию, выплачивающую доход иностранной организации — налогоплательщику, и налог с указанного вида дохода исчисляется по ставке, предусмотренной пп. 1 п. 2 ст. 284 Кодекса в размере 20 процентов.
Положениями ст. 7 Кодекса предусмотрен приоритет норм международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы налогообложения, над нормами, предусмотренными внутренним налоговым законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 310 Кодекса в случае выплаты налоговым агентом иностранной организации доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) облагаются налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 Кодекса.
Как следует из письма, получателями доходов от источника в Российской Федерации являются иностранные организации — резиденты государств, с которыми у Российской Федерации заключены международные договоры (соглашения, конвенция), регулирующие вопросы налогообложения, а именно:
1) Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал;
2) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал;
3) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество;
4) Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы;
5) Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество.
При налогообложении доходов иностранных организаций — резидентов вышеуказанных иностранных государств следует учитывать положения ст. 12 «Роялти» или «Доходы от авторских прав и лицензий» вышеперечисленных соглашений или конвенций.
С учетом требований п. 3 ст. 310 и п. 1 ст. 312 Кодекса доходы иностранных компаний в виде лицензионных платежей (роялти) за предоставленное российской организации право на кинотеатральный показ облагаются у источника выплаты в Российской Федерации по ставкам, указанным в соглашениях и конвенциях, но только после получения налоговым агентом подтверждения того, что эти иностранные организации имеют постоянное местонахождение в Канаде, Испании, Франции, Бразилии, Нидерландах.
В соответствии с п. 5 ст. 346.11 гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Кодекса организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных Кодексом, не освобождаются.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и имеет информационно-разъяснительный характер.