О порядке учета расходов, связанных с выпуском корпоративной газеты

Министерство финансов РФ письмо от 15.08.2013 № 03-03-06/1/33241
| официальная переписка | печать

Вопрос: Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на оплату услуг по управлению организацией или отдельными ее подразделениями.

В настоящее время в организации издаются и (или) приобретаются корпоративные газеты. При этом корпоративные газеты организации могут распространяться как среди работников организации, так и среди сторонних лиц в том числе по открытой подписке.

Корпоративные газеты являются инструментом осуществления корпоративных коммуникаций холдинга и предназначены для донесения информации по различным вопросам его деятельности до работников организации, ее филиалов и других структурных подразделений, дочерних организаций, а также до внешней аудитории.

Для этого в корпоративных печатных средствах массовой информации размещается информация производственного характера, в целях получения которой журналистам предоставляются возможности:

- участия в совещаниях, в том числе селекторных, конференциях и других производственных, социальных и культурных мероприятиях и непосредственного общения с должностными лицами холдинга;

- ознакомления с документами (как нормативными, так и оперативными), за исключением документов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

- доступа к внутрикорпоративным каналам коммуникации, таким как Интранет, телеграфная, телефонная, селекторная связь и пр., а также на объекты холдинга.

В ряде случаев информация, размещенная в корпоративных СМИ, косвенно касается деятельности организации, а также трудовой деятельности работников.

Помимо информации производственного характера в корпоративных средствах массовой информации размещается реклама, которая составляет менее 40% объема газеты.

Учитывая изложенное, затраты на создание и (или) приобретение корпоративных газет организация может учитывать в расходах для целей налогообложения прибыли в соответствии с положениями пп. 18 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Правомерна ли позиция организации?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета расходов, связанных с выпуском корпоративной газеты, не являющейся рекламным изданием, и сообщает следующее.

Статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен НК РФ.

Таким образом, расходы, связанные с выпуском или приобретением тиража корпоративной газеты, могут учитываться для целей налогообложения прибыли организаций, при условии их соответствия критериям, установленным ст. 252 НК РФ, в соответствующих группах расходов.

При этом, в случае если указанная газета распространяется на безвозмездной основе, расходы в виде стоимости такой продукции не учитываются для целей налогообложения на основании п. 16 ст. 270 НК РФ.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. Разгулин