Вопрос: Организация осуществляет хозяйственную деятельность, направленную на получение доходов, на территории иностранных государств через зарегистрированные в установленном порядке филиалы и представительства. В связи с осуществлением указанной деятельности организация уплачивает налоги и сборы в соответствии с законодательством иностранных государств.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные (экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме) и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ предусмотрены налоги и сборы, начисленные только в порядке, установленном законодательством РФ, однако перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым.
Уплата иностранных налогов и сборов является необходимым условием осуществления деятельности в соответствующем иностранном государстве и реализации контрактов с иностранными партнерами, следовательно, расходы по уплате иностранных налогов и сборов являются экономически обоснованными и направленными на получение доходов.
Правомерно ли при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ), учитывать затраты по уплате иностранных налогов и сборов, если НК РФ и международными соглашениями не предусмотрено устранение двойного налогообложения посредством зачета налогов и сборов, уплаченных в бюджет иностранного государства, в счет уплаты аналогичных налогов в РФ?
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу признания в составе расходов в целях налогообложения прибыли сумм налогов, уплаченных российской организацией на территории иностранного государства, и сообщает следующее.
В соответствии с положениями ст. 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме (до их обложения налогом, идентичным налогу на прибыль организаций, установленному гл. 25 Кодекса) с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
При этом налогоплательщик - российская организация, осуществляющая деятельность в иностранном государстве, имеет право учесть понесенные за рубежом расходы, включая суммы налогов, уплаченных по законодательству иностранного государства, при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, подлежащему уплате в данном иностранном государстве.
Кроме того, в соглашениях об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, имеется положение, разрешающее вычет расходов, понесенных для целей постоянного представительства, включая управленческие и общеадминистративные расходы, независимо от того, понесены эти расходы в государстве, где находится постоянное представительство, или за его пределами (т.е. в том числе и в России).
Как следует из вышеизложенного, налогоплательщик - российская организация при расчете налога на прибыль, подлежащего уплате в иностранном государстве, имеет возможность полностью учесть расходы, связанные с деятельностью постоянного представительства, понесенные как в данном иностранном государстве (включая уплаченные там налоги), так и соответствующие расходы, понесенные в России.
Статьей 311 Кодекса установлено также, что расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются при определении налоговой базы в порядке и размерах, установленных гл. 25 Кодекса.
Начисленные суммы налогов и сборов, согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса, учитываются при определении налоговой базы в составе прочих расходов налогоплательщика. Однако данная норма распространяется только на налоги и сборы, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, о чем имеется прямое указание в названной ст. 264 Кодекса.
Таким образом, при расчете налога на прибыль организаций, подлежащего уплате в Российской Федерации, разрешается, соответственно, учет расходов, произведенных за ее пределами, однако в качестве расходов признаются только те налоги, которые уплачены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Что касается возможности отнесения к расходам «иностранных» налогов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса (в качестве других, специально не поименованных расходов, связанных с производством и реализацией), следует учитывать, что порядок отнесения к расходам сумм начисленных налогов имеет специальное нормативное регулирование в ст. 264 Кодекса и, соответственно, не регулируется пп. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса.
Подобный подход направлен на избежание повторного учета некоторых видов расходов, в том числе налогов, уплаченных за рубежом.
При рассмотрении вопросов устранения двойного налогообложения доходов, инструментами которого являются метод вычета «иностранных» расходов (включая уплаченные налоги), метод зачета «иностранных» налогов либо метод освобождения «иностранных» доходов от налогообложения в стране резидентства, следует иметь в виду, что применение конкретного из данных методов возможно только при наличии прямого указания в специальных положениях Кодекса.
Так, например, расход российской организации в виде налога на прибыль, уплаченного в иностранном государстве, учитывается методом зачета в уменьшение налога на прибыль организаций, подлежащего уплате в Российской Федерации, на основании специальных положений ст. 311 Кодекса.
Зачет налога на имущество, уплаченного российской организацией в иностранном государстве, в уменьшение налога на имущество организаций, подлежащего уплате в Российской Федерации, производится на основании специальных положений ст. 386.1 Кодекса.
Таким образом, в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке не учитываются суммы налогов, уплаченных российской организацией в связи с реализацией работ и услуг на территории иностранного государства.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. Разгулин