Вопрос: 1. В составе командировочных расходов работников ОАО (генерального директора, заместителей генерального директора) имеются расходы по оплате услуг бизнес-зала (зала официальных лиц и делегаций) в аэропорту. Облагаются ли НДФЛ данные расходы?
2. Учитываются ли при исчислении налога на прибыль расходы по оплате услуг бизнес-зала, если в нем обеспечен доступ к различным видам связи, а также созданы условия для ведения переговоров и решения срочных производственных вопросов?
3. В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.11.2012 № 202-ФЗ в п. 4 ст. 374 НК РФ, движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств, не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимому имуществу относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
На балансе ОАО числятся сети водоснабжения, хозбытовой канализации, теплоснабжения, ливневой канализации, сети электроснабжения, не подлежащие государственной регистрации.
Являются ли объекты основных средств недвижимым имуществом, облагаемым налогом на имущество организаций? Имеет ли значение факт государственной регистрации для отнесения объектов к движимому или недвижимому имуществу?
4. В ОАО учет депозитов ведется на счете 55 «Специальные счета в банках». В балансе депозиты отражаются по строке 1240 «Финансовые вложения».
Отражаются ли суммы депозитов в отчете о движении денежных средств?
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ОАО и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
1. Налог на доходы физических лиц
При определении налоговой базы в соответствии с п. 1 ст. 210 Кодекса учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.
Вместе с тем п. 3 ст. 217 Кодекса предусмотрено, что к освобождаемым от налогообложения доходам относятся все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая возмещение командировочных расходов).
В абз. 10 данного пункта дополнительно указано, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, не подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного заграничного паспорта, получению виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.
Указанная норма не содержит ограничений в отношении порядка проезда работника к месту командирования и обратно.
Учитывая изложенное, при направлении работников в командировку расходы организации по оплате услуг бизнес-зала в аэропорту для указанных лиц, относящиеся к расходам сотрудников на проезд до места назначения, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
2. Налог на прибыль организаций
При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса.
При этом ст. 252 Кодекса предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 Кодекса в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются расходы на командировки.
Согласно ст. 168 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:
расходы по проезду;
расходы по найму жилого помещения;
дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Таким образом, расходы по оплате услуг зала повышенной комфортности (зала официальных делегаций), оборудованного дополнительными средствами связи, могут учитываться для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при условии, что данные расходы документально подтверждены надлежащим образом и экономически обоснованы.
3. Налог на имущество организаций
В соответствии с п. 1 ст. 374 Кодекса объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378, 378.1 Кодекса.
На основании пп. 8 п. 4 ст. 374 Кодекса не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. в качестве основных средств.
Понятия движимого и недвижимого имущества определены ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и иное имущество.
Что касается движимого имущества, то вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе (п. 2 ст. 130 Гражданского кодекса).
При определении состава недвижимого имущества необходимо учитывать нормы Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ), утвержденного Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 № 359, а также Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон № 384-ФЗ), согласно которым здание и сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную (плоскостную или линейную) строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, системы инженерно-технического обеспечения и иные объекты (п. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ).
При этом под системой инженерно-технического обеспечения понимается одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пп. 21 п. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ).
Поэтому под объектом недвижимого имущества необходимо понимать единый конструктивный объект капитального строительства как совокупность указанных в п. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ объектов, функционально связанных со зданием (сооружением) так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно.
4. По вопросу ведения бухгалтерского учета обращаем внимание, что в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств», утвержденным Приказом Минфина России от 02.02.2011 № 11н, отчет о движении денежных средств представляет собой обобщение данных о денежных средствах, а также о высоколиквидных финансовых вложениях, которые могут быть легко обращены в заранее известную сумму денежных средств и которые подвержены незначительному риску изменения стоимости (далее - денежные эквиваленты). К денежным эквивалентам могут быть отнесены, например, открытые в кредитных организациях депозиты до востребования.
Согласно Приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» в составе разд. II «Оборотные активы» бухгалтерского баланса обособленно раскрывается информация по группе статей «Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)» и по группе статей «Денежные средства и денежные эквиваленты».
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. Разгулин