Организация осуществляет оптовую торговлю импортируемыми сварочными флюсами.
На складе организации скопились товарные остатки нереализованных флюсов, произведенных (закупленных) еще в 90-х гг. Срок хранения сварочных флюсов в соответствии с ГОСТ 9087-81 составляет 2 года. Реализация их невозможна из-за истечения срока годности (хранения), потери сварочно-технологических свойств, товарного вида и прочее, что подтверждено заключением комиссии организации по итогам проверки в соответствии с Инструкцией по контролю сварочных материалов и материалов для дефектоскопии.
Условиями договоров поставки товаров с поставщиками не предусмотрена обязанность выкупа продавцом товаров (флюсов), не проданных до истечения срока годности.
Хранение неликвидных (с просроченным сроком хранения) товаров нецелесообразно и экономически невыгодно. Поэтому руководителем организации принято решение о списании просроченного товара и его утилизации (предполагается вывезти на свалку).
Относятся ли затраты на вынужденную утилизацию и стоимость утилизируемых товаров к расходам в целях исчисления налога на прибыль?
Должна ли организация восстанавливать ранее принятые к возмещению суммы НДС по импортным товарам при списании нереализованных остатков просроченных и непригодных для реализации товаров?
Какими первичными документами нужно подтверждать факт уничтожения просроченных флюсов?
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу списания суммы неликвидного (просроченного) товара в расходы для целей налогообложения и сообщает следующее.
Статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определено, что объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций в свою очередь признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.
В соответствии со ст. 249 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав.
Расходами, уменьшающими налоговую базу для целей исчисления налога на прибыль, признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Таким образом, в случае утилизации (списания) неликвидных (просроченных) товаров затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в рамках извлечения доходов от предпринимательской деятельности и, следовательно, не подлежат учету в составе расходов для целей налогообложения прибыли.
Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, подлежат вычетам в случае использования этих товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.
На основании норм ст. ст. 39 и 146 НК РФ выбытие товаров по причинам, не связанным с реализацией или безвозмездной передачей, например, списание морально устаревших товаров, объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не является.
Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, ранее правомерно принятые к вычету по указанным товарам, по мнению Департамента, необходимо восстановить для уплаты в бюджет.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, указанные в Федеральном законе. При утверждении учетной политики наряду с другими решениями, необходимыми для организации бухгалтерского учета, утверждаются формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН